Покупатель как вершина треугольника

Татьяна Умряева, директор сервиса «Яндекс.Маркет»

«Яндекс.Маркет» уже год как совместное предприятие «Яндекса» и Сбербанка на паритетных началах. Уже не совсем «Яндекс», но и не совсем Сбербанк. Мы такая независимая компания «Яндекс.Маркет», которая внутри организационно очень сильно преобразовалась за этот год. Даже на самом деле группа компаний, состоящая сейчас из четырех бизнес-юнитов, или больших продуктов. Историческая площадка выбора товаров и сравнения цен «Яндекс.Маркет», российский маркетплейс «Беру», кроссбордерный маркетплейс Bringly и операционный бизнес-юнит – логистика плюс сервис «Яндекс.Доставка».

Три запуска в один год

В прошлом году у нас было три огромных запуска, и мы хорошо выросли по аудитории – сейчас она в пике достигает почти 4 млн пользователей в день. Мы даем все больше трафика нашим партнерам – по нашей оценке, заказы, которые мы отдаем магазинам и ритейлерам, выросли не менее чем на 20%, что очень здорово. При этом стоимость размещения в среднем не изменилась, а в каких-то отдельных категориях даже упала.

Татьяна Умряева

Окончила Волгоградский государственный педагогический университет (английская филология) и школу бизнеса «Мирбис» (стратегический менеджмент организации).
До 2011 г. – директор по проектам в IT-агентстве по направлению e-commerce для заказчиков в России и в Европе. С 2011 г. работает в «Яндекс.Маркете». Занималась запуском проекта «Гардероб» на «Маркете», запускала первую версию маркетплейса, стояла у истоков «Яндекс.Доставки», руководила продуктом «Маркета» для пользователей, сейчас руководит направлением «Товарный агрегатор» на «Маркете».

Мы запустили «Беру» в прошлом году – и в прошлом же году выпустили бета-версию. Максимальная дневная аудитория составила 500 000 человек, на текущий момент ассортимент насчитывает примерно 100 000 товаров. А если говорить про модель чистого маркетплейса, то на нашей площадке размещается уже более 2000 партнеров. И их число, и их обороты увеличиваются.

В конце прошлого года мы запустили Bringly. У него интересная бизнес-модель. На bringly.ru размещаются иностранные маркетплейсы, среди которых есть китайский, турецкий и корейский. Недавно было анонсировано сотрудничество с британским косметическим маркетплейсом Feelunique. (Хочу отметить, предвосхищая возможные вопросы, что доля продаж китайских товаров уже менее 50% на этом ресурсе. Люди готовы покупать из-за границы брендовые качественные вещи по чуть более низкой цене.)

Все для покупателя

Что такое платформа? На самом деле – треугольник. Есть мы – собственно платформа, и есть два вида пользователя: b2b (т. е. наши партнеры – ритейлеры, производители, логистические службы и др.) и покупатель – физическое лицо. Очень важно понимать, чем живет покупатель, из чего состоит его customer journey, путь к покупке, как он решает ее совершить.

Yandex.Market BV

Совладельцы: Yandex и Сбербанк (по 45%), 10% – опционный фонд для сотрудников. Выручка в 2018 г. – 7,9 млрд руб., EBITDA – -1,97 млрд руб. Ежемесячно платформу использует более 20 млн человек.

Модное сейчас слово – «канальность». Если бизнес хочет играть значительную роль в жизни покупателя, он должен быть в тех каналах, где находится пользователь. Соответственно, если пользователь, приходя в офлайн, принимает решение, глядя в свой телефон, то очевидно, что бизнес должен так или иначе присутствовать в телефоне. Приложения – это Telegram, Facebook и т. п., есть разные способы быть там, где его пользователь.

Чего хотят от нас ритейлеры? Ритейлеры и производители хотят от нас продаж, хотят понимать, какое предложение какому пользователю сделать. Мы создаем такие инструменты и совершенствуем их. Ключевая фишка – это персонализированное предложение покупателю с использованием полученных данных и управление этими данными ритейлером и производителем.

Почему это важно. Потому что через пять лет примерно 50% онлайн-покупателей будут люди, рожденные после 1995 г. Они, можно сказать, родились с телефоном в руках и проводят в нем большую часть времени. Они по-другому смотрят телевизор, по-другому потребляют рекламу – они потребляют нативную рекламу, которая контекстна их сиюминутному состоянию, месту и времени и т. д. И очень важно про это начинать думать прямо сейчас, потому что завтра уже не за горами.

Диджитализация офлайна

Недавно мы анонсировали запуск приложения «Суперчек». Почему мы решили его запускать? «Яндекс.Маркет» существует уже 19 лет. И он успешен в первую очередь за счет того, что помогает пользователю подобрать то, что ему нужно, выбрать, где это купить, сэкономить время и деньги в онлайне. Но офлайн большой, и я уверена, что он не умрет никогда, он нужен. Мы заходим в магазины – что-то смотрим, выбираем, пробуем. Мы решили, что хотим попробовать помочь человеку совершать выбор товаров и места покупки в офлайне – у людей и здесь есть потребность в экономии времени и денег и в совершении правильного выбора.

В принципе, эту инициативу мы уже тестировали прошлой осенью, запуская приложение в регионах. Смотрели на поведение людей, разговаривали с ними, проводили фокус-группы и поняли, что этот продукт востребован. Сейчас уже перешли к разработке масштабированного решения.

За покупками с «Суперчеком»

Весь ассортимент магазинов-партнеров покупателям станет доступен через приложение «Суперчек». Мобильное приложение позволит покупателю совершить несколько действий, рассказывал РБК Антон Пахомов, директор по развитию бизнеса и взаимодействию с сетями «Яндекс.Маркета». Прежде всего, получить данные об ассортименте офлайн-магазинов и сформировать список покупок, сравнивая цены в разных точках и получая рекомендации. «Кроме того, – отметил Пахомов, – пользователь сможет выбрать способ покупки: оформить доставку или забрать собранный заказ у ритейлера непосредственно в магазине».
На начальном этапе планируется подключение к сервису 25–30 сетей, а концу 2019 г. – до 100. Первым партнером «Яндекс.Маркета» в этом проекте стала «Азбука вкуса», затем собирается присоединиться «Дикси», рассказал Пахомов и подтвердили РБК представители ритейлеров.
Магазины-партнеры будут платить интернет-платформе комиссию за каждую покупку, рассматриваются и другие схемы сотрудничества.
Пахомов пообещал, что в конце мая компания запустит бета-версию, а полноценный сервис – осенью 2019 г.
В начале апреля «Яндекс.Маркет» сообщил, что покупает сервис самостоятельного сканирования и оплаты товаров Scan to buy. Его планируется интегрировать в сервис «Суперчек», который позволит самостоятельно оплачивать товары в офлайн-магазинах без использования обычных касс. Пользователи будут сканировать штрихкоды товаров с помощью камеры смартфона и оплачивать покупку в приложении. Бета-версию сервиса начнут тестировать также в мае.

Текст подготовлен по материалам XVI ежегодной конференции «Ритейл в России», проведенной газетой «Ведомости» 21 марта 2019 г. в Москве