Треугольник для 5G

Геворк Вермишян, гендиректор «Мегафона»

Что касается экономической ситуации, в которой сейчас находится телеком, мне вспоминается древнегреческий полководец Ксенофонт. Ему предстояла большая битва, но его войско было малочисленным по сравнению с армией противника. И тогда он разместил своих воинов спинами к пропасти, и они победили.

То есть хочешь не хочешь, а телекомпродукты, которыми мы все славились и на которых сейчас зарабатываем деньги, в силу прогресса, в силу развития технологий превращаются в некую freemium-модель (бесплатные продукты и сервисы имеют платную расширенную или улучшенную версию, также плата взимается за другие продукты, связанные с основным. – «Ведомости»). Мы очень не любим говорить об этом, но, к сожалению, это так. Человек считает это уже базовой услугой, поэтому платить за нее в 5 раз больше он не захочет. А это диктует нам, прижатым к пропасти, уходить в цифровые сервисы и в совершенно другие, не телекомовские продукты, для которых телеком является фундаментальной платформой. И таких очень много.

Геворк Вермишян

Окончил факультет международных экономических отношений Финансовой академии при правительстве РФ. С 2002 по 2007 г. работал в «Лукойле» – занимал должности от аналитика до заместителя главы корпоративных заимствований в управлении по работе с банками и финансовыми рынками. С 2007 по 2011 г. курировал блок корпоративных финансов в АФК «Система». С 2011 г. в «Мегафоне»: финансовый директор, с 2017 г. – исполнительный директор, с 2018 г. – генеральный директор.

В отношении 5G – здесь связка очень понятная. Я абсолютно согласен, что без этой технологии достичь доли цифровой экономики и ВВП на уровне double digit [двузначных показателей] будет просто невозможно. Современные технологии не в состоянии пропустить такой объем данных, или обеспечить такие задержки [сигнала], или прокачать данные на таких скоростях.

ПАО «Мегафон»

Оператор связи. Акционеры (данные компании на 28 марта 2019 г.): USM Group Алишера Усманова и партнеров (70,32%), дочерняя компания ООО «Мегафон финанс» (28,88%), остальное в свободном обращении (0,8%). Капитализация (15 мая 2019 г.) – 404,7 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2018 г.): выручка – 335,5 млрд руб., чистая прибыль – 32,9 млрд руб. Число абонентов мобильной связи (на 31 декабря 2018 г.) – 76,9 млн (из них 75,2 млн – в России).

По поводу лицензий 5G и спектра 5G – я просил бы не забывать и 700-й диапазон [694–790 МГц]. Он глобально весьма популярен, и под него вендоры как телекоммуникационного, так и терминального оборудования разрабатывают и скоро уже выпустят не то что прототипы, а прямо как бы боевое оборудование. И в нашей стране 700-й диапазон тоже в определенной степени уникален. Он номинирован «в операторы» около восьми лет назад. И так же точно, как и в случае с 800-м диапазоном [790–862 МГц], операторы исправно платят за эти радиочастоты, несут операционные расходы, однако пользоваться мы им не можем, потому что там мультиплексы [цифрового ТВ]. И мы в «Мегафоне» очень надеемся, что процесс цифровизации телевидения позволит высвободить эти частоты и они перейдут в пользование операторам, которые создадут бо́льшую экономическую ценность на этом активе.

Напомню просто, что частотная история для 5G не может сводиться к разговору «нам нужен только один диапазон». К сожалению, нет – потому что продуктовый пласт открывающихся возможностей очень широк.

Приведу конкретный пример. Например, для промышленного интернета не нужен миллиметровый диапазон. Во-первых, это совершенно не окупаемо, а во-вторых, там не нужны сильные очень узкие задержки. Например, для беспилотного автомобиля или для киберхирургии нужны не то что милли-, а наносекунды задержки. И это может обеспечить только верхний диапазон.

В то же время большая часть продуктов действительно попадает в диапазон 3,4–3,8 ГГц. Поэтому мне кажется, что надо обращать внимание на все три диапазона: миллиметровый [24,25–29,5 ГГц], 3,4–3,8 ГГц и на 700-й диапазон.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2019 г.