Формула конкуренции в пятом поколении

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС

Указ президента «О национальном плане развития конкуренции» говорит о необходимости совершенствования антимонопольного законодательства, и сейчас мы обсуждаем так называемый пятый цифровой антимонопольный пакет. Одновременно принята дорожная карта по развитию конкуренции, реализация которой требует целого ряда решений, обеспечивающих условия для конкуренции и на национальном рынке, и на региональных рынках, и на локальных.

Необходимо окончательно решить проблему [внутрисетевого] роуминга на территории РФ. Вы, надеюсь, вместе с нами готовы разделить удовольствие от того, что плата за роуминг снизилась от 2,5 раза при пересылках sms и на порядок и более при передаче данных и доступе в интернет. В результате имеем рост числа абонентов, которые пользуются роумингом (и при этом экономят), приезжая в другие регионы страны, рост объемов трафика, рост дохода операторов связи. С лета вступит в силу закон, который сделает эту ситуацию необратимой.

Также мы надеемся, что в ближайшее время завершатся дискуссии по вопросам, связанным с совершенствованием системы универсального обслуживания. В частности, речь идет о технологической нейтральности, сетевом нейтралитете, о возможности всех операторов связи участвовать в обеспечении универсальной услуги и необходимости отхода от коллективного обеспечения универсальной услуги к индивидуальному.

Анатолий Голомолзин

Окончил Иркутский политехнический институт и Академию народного хозяйства при правительстве России. В антимонопольных органах – c 1995 г. Был советником председателя, начальником отдела Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП России), начальником управления Государственного антимонопольного комитета (ГАК России). В 1999–2000 гг. – начальник управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), с июня 2000 г. – заместитель министра. С 16 апреля 2004 г. – замруководителя ФАС.

Еще одна проблема, которую мы не могли решить пять лет, связана с доступом операторов связи в многоквартирные дома. Граждане должны получить возможность выбрать себе оператора. Если они ориентируются только на оператора, которого предлагает управляющая компания, то, как правило, переплачивают в 2–3–4 раза и не получают услугу необходимого качества, и также абоненты или операторы связи не должны дважды платить за одну и ту же возможность в рамках услуг ЖКХ. Сейчас подготовлен соответствующий законопроект, и мы рассчитываем, что в ближайшее время эти вопросы будут урегулированы.

В развитии 5G задача состоит в том, чтобы изначально здесь сохранялись условия для конкуренции, к чему мы всегда стремились на рынке услуг сотовой связи – в частности, при создании той или иной инфраструктуры. Мы не можем принимать решения, чтобы какой-то один оператор обслуживал единую инфраструктуру [5G], когда есть возможности участвовать всему телекоммуникационному сообществу. Соответствующий опыт и в 2G, и в 3G, и в 4G имеется, и мы не видим оснований отказываться от этих наработок.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2019 г.