Куда идти за big data

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)

Онлайн и офлайн давно уже не существуют независимо друг от друга. Самое главное для нас – клиент и трафик, мы ловим клиента везде: в онлайне, в офлайне, и чем больше у нас способов поймать клиента, тем лучше работает бизнес.

Артем Соколов

Окончил Московский городской университет управления правительства Москвы, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте России. Кандидат политических наук. С 2006 по 2011 г. работал в контрольном управлении мэра Москвы, с 2011 г. – в департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. С 2013 г., до прихода в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), руководил в компании Coca-Cola Hellenic GR-сектором. С мая 2018 г. – президент АКИТ.

В ближайшее время побеждать на этом рынке будет тот, кто знает своего клиента. Смотрите, какое количество крупных объединений произошло у нас за предыдущий период: «М.видео» и «Эльдорадо», Сбербанк и «Яндекс», Mail.ru и «Мегафон» – все коллаборации строятся вокруг больших данных, потому что в таком сотрудничестве компании получают доступ к базам данных друг друга.

Можно выделить несколько трендов, которые развиваются на розничном рынке в целом. Это омниканальная модель и маркетплейсы – их сейчас большое количество. Wildberries из обычного интернет-магазина превратился в маркетплейс. Ozon, Lamoda, «Леруа Мерлен», Goods.ru, «Яндекс.Беру»... Важно, что структурно все построены на big data.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ)

Профессиональная ассоциация. Создана в 2012 г. Представляет интересы российского рынка онлайн-ритейла. Объединяет более 40 торговых организаций, в том числе Ozon, Lamodа, OTTO Group Russia, re:Store, «220 вольт», «М.видео», «Связной», «Ситилинк», «Спортмастер» и др.

Куда идти за big data? За местоположением и маршрутом покупателя можно обратиться к [мобильному] оператору. Можно углубиться в соцсети и посмотреть настроение клиентов, привычки, чем они живут, пол, возраст, увлечения. Можно через банк, чтобы посмотреть, какие покупки по карте осуществляет клиент, какой у него кредит по ипотеке, ежемесячный заработок и какую часть денег он тратит на покупки в магазинах и в каких. Источников много, данных тоже много, главное – научиться правильно пользоваться big data. Предиктивная аналитика становится настолько популярной и полезной, что Amazon от 35 до 65% выручки получает за счет таргетированных предложений по совместным покупкам, которые он предлагает, расширив и переориентировав спрос. Была интересная история, когда Amazon узнал, что девушка беременна, раньше, чем ее отец, который по этому поводу переживал, – вышел целый скандал.

Здесь кроется проблема: где грань дозволенного в использовании данных, насколько ими может пользоваться тот или иной участник рынка, что из данных можно открывать и как покупатель свои данные может закрывать. Конечно, ритейлу удобно пользоваться этими данными, и нам чем их больше, тем лучше. Я, например, считаю, что можно пользоваться информацией, которая открыта в профилях в соцсетях, раз человек ее не скрывает.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодного международного форума операторов связи «Телеком 2019: расширяя границы в цифровое будущее», проведенного газетой «Ведомости» 16 апреля 2019 г.