От редактора

Наталия Жукова, Ведомости

Такое впечатление, что последние год-два Россия бросилась наверстывать упущенное, чтобы занять подобающее место в компании стран – лидеров устойчивого развития. Конечно, и государство давно участвует в глобальной программе, и российские компании строят бизнес, ориентируясь на ответственное производство и ответственное потребление. Не говоря уже о корпоративной социальной ответственности – направление, для которого создают целые департаменты и на которое тратят изрядные деньги. Но вся эта деятельность (а уж тем более обмен опытом, практиками, ноу-хау) не в такой степени выводилась в публичную плоскость, как сейчас. Национальная сеть Глобального договора ООН, при поддержке которой 22 мая 2019 г. газета «Ведомости» провела Национальный форум по устойчивому развитию, работает уже 10 лет, а формировалась в течение нескольких лет до этого. И да, самые большие компании состоят в ней, а как иначе? «Русал», «Северсталь», АФК «Система», «Норникель»... Но в это же самое время Светлана Герасимова из бизнес-школы «Мирбис» делится впечатляющими данными о том, как мало осведомлен о 17 целях устойчивого развития широкий круг менеджеров – видимо, тех, кто занят чисто производством, операционной деятельностью в менее крупных компаниях. По ее словам, в среднестатистической такой аудитории набирается от 3 до 5% «знающих». То есть не пройден даже начальный этап, когда просто широко распространена информация. И в то время как крупнейшие компании выбирают, на чем сфокусироваться, сообразуясь с целями устойчивого развития, и действуют, широкие предпринимательские массы пребывают в счастливом неведении. Вам кажется, я недовольна, что не идет шумная кампания? Нет, это не так. Хайп – совсем не обязательная история (хотя – улыбнусь – вообще-то он уже наблюдается). Обязательная – перестройка сознания. Зачем? Ответ дают 17 целей, сформулированные ООН: они для того, чтобы сегодня мы удовлетворяли свои потребности так, чтобы не нанести ущерб следующим поколениям, собственным детям.

Представители бизнеса, кстати, явно протестуют против кампанейщины. Недаром представитель Segezha Group настаивает: все, что искусственно, навязано и стрижено под одну гребенку, не работает. Топ-менеджеры, формируя новые бизнес-модели в контексте устойчивого развития, вполне рационально стараются выбрать те направления, на которых они способны реально что-то сделать и принести пользу и компании, и обществу. Во всех кейсах, которыми поделились участники конференции «Ведомостей», звучало условно «из 30 направлений мы выбрали пять», «из 17 целей мы определили для себя семь приоритетных» и т. п.

Но новые модели, конечно, создаются. Без них скоро будет не выжить, и особенно тем компаниям, которые работают на международных рынках. Если вы аутсайдер в рейтинге экологической, социальной и управленческой среды (ECG) корпоративного сектора, вам все труднее будет найти инвестора, приличного партнера, с вами неохотно будут заключать контракты, от вас, в конце концов, могут отвернуться потребители. Вплоть до того, что люди не будут есть вашу пиццу и покупать у вас игрушки для детей. Еще не сейчас. Но в будущем – точно. Светлана Ивченко из «Норникеля» живописала, какой жесткий ECG-аудит устроил им BASF, когда они договаривались о совместном проекте.

Нет, на самом деле российский бизнес – во всяком случае, продвинутый – не просто привержен, а во многом живет по ECG-правилам. И потому не особо боится. Но понимает, что нужно переупаковываться по международным стандартам и процедурам, грамотно вести отчетность, становиться прозрачнее, выставлять правильные KPI, хорошо мерить эффективность – и т. д., и т. п. Задерживаться с этим нельзя.

Представители деловых кругов традиционно недовольны государством – вот кто, говорят они, отстает и тормозит: нет необходимых регуляторных решений, нет системной политики. Если государство, форсирующее интеграцию в глобальную повестку, надеется на бизнес (а оно надеется), придется быть расторопнее.

На конференции мы увидели, что у бизнеса свои критики – эксперты, аналитики. Они утверждают, например, что какие-то компании замкнулись в себе и недостаточно работают с законодателями трендов – стейкхолдерами, потребителями. Не все, конечно, но некоторые.

Вообще-то, если стороны ломают копья, значит, процесс идет. А насколько успешно, мы сможем судить, например, в будущем году. В 2020 г. ООН заслушает добровольный национальный обзор России о ходе выполнения Повестки-2030 (временной ориентир 17 целей – 2030 г.). Удачи нам всем!