Взгляд из «Сколково»

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»

Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН задали систему координат, которая коснулась в том числе и бизнеса. Россия не является лидером в этом процессе, но среди глобальных компаний мы видим тенденцию следовать этой повестке и видим формирование новых рыночных ниш в различных секторах. Это производство продуктов питания, это устойчивый транспорт, это устойчивое строительство, это тема умных городов, тема туризма. Их содержание, с одной стороны, соответствует ЦУР, а с другой – очень интересно с точки зрения экономики: инвестиций в эти секторы и отдачи от вложенных средств.

Если поначалу эта тема, родившаяся в политических кругах и в общественных организациях, занимавшихся защитой природы и охраной окружающей среды, появилась в бизнесе как элемент джиара и пиара, то довольно быстро она перешла в сквозную тему для всех бизнесов и, что очень важно, перешла из раздела затрат в источник прибыли. Более того, в источник исключительных конкурентных преимуществ. Это очень важная тенденция, когда что-то из нагрузки превращается в двигатель, который делает вас – по крайней мере на какое-то время – недостижимыми или сложно достижимыми для конкурентов, и это стимул. Это уже не джиар, не пиар и не мода. Это источник новых ниш, источник доходов для компаний и т. п.

По последним оценкам, примерно 70% глобальных компаний уже интегрируют ЦУР в корпоративные стратегии. Это декларируется, и это отражается в ежегодных докладах публичных компаний.

На уровне среднего бизнеса примерно 59% руководителей компаний верят, что вывод на рынок более ответственных продуктов позволит им увеличить прибыль. Опять-таки подчеркну, что речь идет о прибыли, а не просто об имитации следования за каким-то лидером.

Андрей Шаронов

Окончил Уфимский авиационный институт и Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Кандидат социологических наук. В 1989–1991 гг. – народный депутат СССР, до 1996 г. возглавлял комитет РФ по делам молодежи (Госкоммолодежи). С 1996 по 2007 г. – в Министерстве экономического развития и торговли: руководитель департамента, заместитель министра, статс-секретарь. С 2007 по 2010 г. – управляющий директор и председатель совета директоров инвестиционной компании «Тройка диалог» (возглавлял инвестиционно-банковское направление). Затем вице-мэр в правительстве Москвы по вопросам экономической политики. С сентября 2013 г. – в «Сколково»: ректор бизнес-школы, в сентябре 2016 г. назначен президентом Московской школы управления «Сколково».

Как это смотрится в России с точки зрения интереса и участия российских компаний? Пять тезисов.

Четыре года назад совместно с компанией «Юнилевер» мы открыли Центр экспертизы в области устойчивого развития. Начали с изучения успешных практик глобальных компаний. Но сейчас у нас все больше и больше материалов, касающихся успешных практик российских компаний, причем не только крупных, торгующихся на международных площадках, но уже и малого и среднего бизнеса.

Следующий аспект – реакция потребителей. Безусловно, бизнес может громко трубить о том, что устойчивое развитие очень важно. Но если потребитель этого не оценит, то вы не получите от него сигнал в ответ на новое предложение, которое соответствует ЦУР.

На уровне потребителей тоже есть позитивная динамика. Термин «ответственное потребление» все больше завоевывает умы. Реальный процент ответственных потребителей в России, по нашим оценкам, составляет 10–12%. Но, по данным опросов, еще примерно 50–60% говорят о потенциальной готовности учитывать в своем потребительском поведении действия компаний, которые повышают цену на такие [соответствующие ЦУР] товары и услуги, и понимают, что это в конечном итоге работает на устойчивое развитие. То есть люди оценивают это своим рублем, приобретая товары и услуги, сообразованные с ответственным потреблением.

О зеленых инвестициях. В 2017 г. группа наших слушателей программы MBA по приглашению Минприроды занималась разработкой рекомендаций по развитию зеленого финансирования. На тот момент это была довольно теоретическая работа. Но уже в конце 2018 г. состоялся первый выпуск зеленых облигаций. Ситуация развивается, и в этом году на Московской бирже ожидается открытие отдельной секции по выпуску таких облигаций, и ожидается выделение субсидий на отдельные категории проектов по линии Минпромторга. Это важный институциональный аспект.

Какие есть барьеры? Мы видим три типичных основных барьера: дефицит профильной инфраструктуры для компаний, которые хотят двигаться в направлении ЦУР, неразвитость институциональных механизмов и низкий уровень информирования потребителей.

И наконец, образование. Низкий уровень информированности потребителей и производителей предполагает необходимость образовательных и просветительских программ. Это наша тема, подготовка кадров, подготовка лидеров, которые способны увидеть ценность в этом и управлять. Еще один важный для нас партнер – глобальная компания International Paper, с ней мы делаем программу развития будущих лидеров в области биоэкономики и устойчивого лесопользования.

У нас есть программа и для профессионалов – устойчивого развития системных подходов и роль лидеров будущего в устойчивом развитии, которую мы делаем совместно с посольством Великобритании в Москве и которую поддерживает «Юнилевер».

Текст подготовлен по материалам «Национального форума по устойчивому развитию»,  проведенного 22 мая 2019 г. газетой «Ведомости» при поддержке Национальной сети Глобального договора ООН в России