«Норникель» ищет зонтик

Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля»

По моим наблюдениям, то, что происходит в бизнесе в связи с темой устойчивого развития, можно определить так: конфета отдельно, а фантик отдельно. Причем эта конфета еще и разделена на 17 частей. Почему так? Потому что каждая из частей крупного бизнеса так или иначе занимается каким-то направлением, которое связано с устойчивым развитием: экология, поставки, люди. Но при этом получается, что все, кто занимается своими отдельными направлениями, не всегда соединены в единое целое. И те, кто действительно пытается все соединить, часто пиар- и джиар-специалисты. Вот они как раз про тот самый фантик, в который заворачивается конфета. Всё есть, нужно просто все это соединить, чтобы, скажем, директор по производству мог рассказать про устойчивое развитие так же уверенно, как директор по пиару. Так что, повторюсь, все это у нас есть. Это все зашито в нашей стратегии, в целях, задачах, проектах и инвестициях. Но почему-то мы не всегда говорим об этом тем языком, который используем сейчас на этой конференции.

Для «Норникеля» самым главным сейчас является не запуск проектов, а сбор их в единое целое и разъяснение и внутри компании, и внешним аудиториям, что именно мы делаем в контексте устойчивого развития и его 17 целей.

Приведу два примера. Экология – один из приоритетов компании. Это было отражено и в предыдущей стратегии, и в сегодняшней стратегии, и в перспективе на ближайшие пять лет. Это колоссальные инвестиции – порядка $2,5 млрд – в очистку воздуха в Норильске. И к 2024 г. мы планируем сократить выбросы на 70%. Еще один флагманский проект – создание совместно с BASF производства по изготовлению аккумуляторов для электромобилей, для которого мы поставляем металлы. Для нас это пример того, как идея устойчивого развития входит в основную деятельность, поскольку наши металлы – никель, кобальт – участвуют в новой индустрии, индустрии экологически дружественной. Электромобили выбирает достаточное количество потребителей, и это разворачивает промышленность в этом направлении.

Партнеры пришли с аудитом по-новому

Примечательно, что перед подписанием контракта BASF прислал к нам аудиторов с огромным перечнем социальных и экологических вопросов. Они приехали на предприятие, спускались в шахты, ходили в металлургические цеха и смотрели, насколько компания соответствует всем требованиям устойчивого развития. И мы прошли этот чекап, а новое производство планируется создать таким образом, что оно будет использовать возобновляемые источники энергии.

Светлана Ивченко

Окончила Новосибирский государственный технический университет и Университет города Валдоста (США). Начала свою профессиональную деятельность в некоммерческом секторе в 1999 г. В 2002–2004 гг. занимала ряд должностей в направлении «Социальная политика» фонда «Институт экономики города». В 2004 г. пришла в «Русал» менеджером по благотворительности, с 2007 г. возглавляла группу «Социальные проекты». С 2013 г. – директор департамента социальной политики «Норникеля».

Это пример того, как по-новому строится бизнес. Причем по-новому строится и основное наше производство. Быстринский ГОК в отличие от старого производства в Норильске, которому более 80 лет, изначально спроектирован так, чтобы и выбросы улавливались, и было меньше воздействия на окружающую среду.

Все эти процессы, происходящие внутри компании, требуют взаимодействия между подразделениями. Иногда кажется, что то, чем мы занимаемся, – это перевешивание табличек: вот мы раньше это называли «природоохранная деятельность», а сейчас это цель устойчивого развития номер такой-то. Или вот у нас был комитет по аудиту, у которого расширился перечень функций. Теперь это комитет по аудиту и устойчивому развитию. Но если посмотреть положение по комитету, там все перечислено через запятую, но нет единой общей темы устойчивого развития.

У нас есть 17 политик, которые охватывают все вопросы устойчивого развития. Это и биоразнообразие, и коренные малочисленные народы Севера, и т. д. Но нет того, что могло бы служить зонтиком – что в целом определяло бы, куда мы идем, что мы хотим сделать, что мы для этого делаем и как мы туда идем.

Инвентаризация целей

В прошлом году мы начали инвентаризацию деятельности в соответствии с целями устойчивого развития. Был разработан огромный опросник. Мы пошли не от целей, потому что они звучат достаточно абстрактно. Был проведен опрос порядка 50 наших функциональных руководителей на предмет выявления приоритетов в их работе: какие проекты уже существуют, какие инвестиции заложены и какие планируются, какие задачи они сами перед собой ставят. В результате мы определили 12 целей, затраты на них и т. д. Следующий шаг – вынести это на обсуждение наших вице-президентов, для того чтобы обобщить и утвердить нашу позицию по теме устойчивого развития и конкретных действий.

ПАО «ГМК «Норильский никель»

Акционеры: структуры «Интерроса» – Olderfrey Holdings Ltd (34,6%), UC Rusal (27,8%), Crispian Investments Ltd (4,2%, бенефициары – Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов), 33,4% акций – в свободном обращении. Капитализация (LSE) – $36,2 млрд. Выручка (МСФО, 2018 г.) – $11,7 млрд, чистая прибыль – $3,1 млрд.

Такая сфокусированность на главном помогает держать тему в поле внимания, принимать соответствующие решения разным подразделениям в зоне их ответственности и обсуждать темы в диалоге.

Особенно важным мне видится направление, связанное с интеграцией цели в риск-менеджмент. Потому что есть некоторое количество ESG-инвесторов, которые хотят вкладывать деньги только в зеленые компании. По сравнению с остальными инвесторами их процент не так велик, так же как невелик и процент потребителей, которые хотели бы покупать товары только у компании, которая соответствует требованиям устойчивого развития. Но если посчитать инвесторов, потребителей, сотрудников, представителей других заинтересованных сторон, то вместе это оказывается уже достаточно много.

Опасность опоздать

Еще один большой вопрос. Мы хотели бы знать, где мы находимся сейчас в наших усилиях. Опаздываем или идем впереди рынка? Нужно ли ускориться либо у нас есть время про запас, чтобы что-то улучшить? Но мы этого не знаем. Поэтому мне кажется, что нужно действовать из соображений, что процесс идет очень быстро. Иначе мы все можем очень сильно опоздать с точки зрения наших рынков и наших бизнесов, поскольку то, что ожидает потребитель от нас, это уже несколько иная планка. И пока мы думаем, что нам эта повестка неважна (я говорю обобщенно – про бизнес в целом), пока мы игнорируем запросы заинтересованных сторон на то, чтобы компания была устойчивой и социально ответственной, кто-то другой получит долгосрочные контракты, кто-то другой будет работать с теми потребителями, которые уже демонстрируют устойчивое развитие. А нам достанутся те, кто в общем-то не в этом мейнстриме. Те, кто сам может через год, два, пять лет прогореть. И с кем вести бизнес в таком случае?

Если думать об устойчивом развитии как об устойчивой бизнес-модели, это дает больше шансов внедрить эту тему и в смежные подразделения, и в советы директоров, и рассматривать это комплексно: и как устойчивое развитие на планете, и как устойчивое развитие бизнеса, и как соединение этих процессов в единое целое.

Текст подготовлен по материалам «Национального форума по устойчивому развитию»,  проведенного 22 мая 2019 г. газетой «Ведомости» при поддержке Национальной сети Глобального договора ООН в России