Москва готова поделиться

Евгений Никитич, заместитель директора «Мосэкомониторинга»

Москва является пионером в области создания систем контроля автоматических промышленных выбросов. Эта задача была поставлена еще в 2000 г., в 2005 г. мы выпустили необходимую нормативно-правовую базу в Москве. Первые данные с автоматических систем начали поступать в городской фонд данных экологического мониторинга с 2007 г. Сегодня 56 промышленных предприятий подключены к этой системе и в режиме онлайн передают данные со своих основных источников выбросов.

Таким образом, за прошедшие 12 лет накоплен богатый опыт, наработаны различные, в том числе технические, решения. Многое из нашего опыта в части внедрения и создания автоматических систем контроля промышленных выбросов может пригодиться другим предприятиям.

В самом начале, когда мы только подняли эту тему, руководство города поставило жесткое условие: внедрение таких систем контроля не должно создавать больших сложностей, в частности финансовых, для предприятий. Поэтому работу мы строили следующим образом: была создана экспертная группа, которая начинала с детального обследования каждого предприятия. Выяснялись источники, которые вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха, определялась техническая возможность контроля за ними и также какого рода оборудование можно использовать на этих предприятиях.

Евгений Никитич

Окончил Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет). В 1995–2002 гг. – инженер отдела мониторинга, главный специалист отдела мониторинга, начальник отдела экомониторинга «Прима-М». С мая 2002 г. – старший инженер «Интераналита». С февраля 2003 г. – заместитель директора по технической политике ГПБУ «Мосэкомониторинг».

По каждому предприятию неоднократно проводились рабочие совещания, на которых решались конкретные вопросы. Таким образом, были исключены избыточные требования по системам контроля. Мы часто позволяли предприятиям использовать те технические решения, которые у них уже были внедрены. Например, часть газоаналитического оборудования уже использовалась в рамках АСУТП предприятий, и им не нужно было закупать дополнительные газоанализаторы.

Следующий принцип был реализован в процессе разработки проектной документации предприятиями. Каждая компания имела право (а сейчас это уже и обязанность) направить материалы в нашу организацию. И мы могли на стадии еще не выпущенного проекта выявить в нем технические недочеты и, соответственно, исключить лишние капиталовложения при непосредственном создании систем контроля.

Этого принципа мы придерживаемся и сейчас. Приведу пример одного НПЗ. Там возникла следующая ситуация: системы контроля были созданы достаточно давно, и в самом начале были реализованы не совсем правильные технические решения. Они пришли к необходимости модернизировать систему, самой главной проблемой был контроль сероводорода. Обратились к нам: им нужно было поменять оборудование, но они не знали, какие приборы поставит. Мы изучили весь рынок газоаналитического оборудования, который вообще существует в мире, посмотрели, что есть у нас, неоднократно обсуждали с технологами, со службой главного метролога предприятия. В результате нашли оборудование, которое подходит для этого НПЗ, и, больше того, организовали на заводе испытания. Мне кажется, именно такой подход сейчас должен быть реализован на пилотных предприятиях [12 городов, вошедших в эксперимент], потому что тема достаточно новая и сложная. Она не отработана в отраслях, в органах власти, на предприятиях. Зачастую отечественное приборостроение отстает по ряду показателей. Поэтому, если бы я эту работу организовывал, то начинал бы ее уже сейчас: создавал бы такие рабочие группы и по каждому предприятию конкретно начинал решать проблемы.

Следующая проблема, которую я хотел бы затронуть, – это люди. Потому что железки, в принципе, можно купить. Даже если у нас их не производят, можно за рубежом найти подходящее и закупить достаточно быстро. Но у нас в стране, к сожалению, существует кадровый дефицит специалистов в данной области. Вообще, газоаналитическая сфера достаточно уязвима, она новая для страны. В принципе, она пересекается с основным видом деятельности нашей организации – это контроль загрязнения атмосферного воздуха и автоматические станции контроля воздуха. Сейчас в рамках национального проекта «Чистый воздух» в городах, где наиболее напряженная экологическая обстановка, должны быть созданы системы автоматического контроля загрязнения воздуха. К нам приезжают из регионов, осматривают наши станции, изучают всё. Я рассказываю обо всех сложностях, объясняю, каким образом данные смотреть, обрабатывать, анализировать, интерпретировать... А потом люди спрашивают: «Где вы нашли таких специалистов?» В России таких специалистов не готовят вообще. Есть несколько регионов, которые начали эту работу раньше, и фактически сформировалась база знаний, которую передают устным путем, через механизм наставничества. Но регионы, которые имеют свои системы, людей отдать не могут, они им самим нужны.

«Мосэкомониторинг»

Государственное природоохранное бюджетное учреждение. Подчинено московскому Департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Занимается экологическим мониторингом на территории города.

В принципе, системы контроля промышленных выбросов по степени сложности корреспондируют с системами контроля загрязнения атмосферного воздуха. Необходимо понять, сколько и каких людей нужно. И это общая задача: органов власти, соответствующих служб, которые должны иметь необходимый штат людей, и предприятий. Этих специалистов нужно где-то готовить, на это потребуется время, и эту проблему следует решать уже сейчас.

Москва всегда была открыта, всегда делилась опытом. Мы предлагаем максимально этот опыт изучать, чтобы не повторять наши ошибки. Кроме того, была создана достаточно уникальная информационная система – единый городской фонд данных экологического мониторинга. Она позволяет работать не только на нужды Москвы, но может решать и задачи регионов, потому что у нее открытая платформа и высокие технологические мощности серверов, на которых эта система стоит. Поэтому Москва готова федеральным органам власти либо предоставить доступ к этой системе, либо передать исходные коды и технологии, чтобы на местах не тратили время.

И несколько слов насчет эффективности этой системы. Когда мы только создали такие системы, у нас на предприятиях практически каждый день фиксировалось по нескольку нарушений. Всякий раз это влекло сложности для предприятий: как минимум возбуждалось административное производство. Штрафы следовали не всегда, поскольку были и объективные сложности: оборудование сбоило, выдавались некорректные данные. Но в любом случае такое нарушение – это стресс для предприятия, и они быстро принимали меры. Эти меры принимались по двум направлениям.

Первое – разрешительная документация на выбросы загрязняющих веществ. В ряде случаев она корректировалась: оказалось, что, если смотреть не во время проверок или инвентаризации источников выбросов, а непрерывно, фактический выброс зачастую бывает больше, чем предписано разрешением.

Второе – удалось существенно снизить число случаев сверхнормативных несанкционированных выбросов просто за счет повышения производственной дисциплины. Потому что, как я говорил, зачастую газоанализаторы уже стояли на предприятиях в рамках АСУТП. И у диспетчера была информация, что у него идет выброс выше норматива, но они просто пропускали это. Как только мы стали обращать внимание на эту проблему, она была решена. Поэтому, если до 2010 г. мы за год фиксировали сотни случаев таких нарушений, то сейчас – единицы. В прошлом году, по-моему, по всем нашим почти 60 предприятиям было зафиксировано то ли четыре, то ли шесть фактов. Это очень небольшая цифра.

Текст подготовлен по материалам II ежегодной конференции «Промышленная экология», проведенной газетой «Ведомости» 13 сентября 2019 г.