К торговле фьючерсами будут допускать не всех

Банк России предложил ограничить доступ инвесторов к деривативам
Евгений Разумный / Ведомости

По мнению регулятора, бирже необходимо составить список инструментов, цены на которые могут уйти в минус, и ограничить доступ к ним недостаточно информированным инвесторам. Цель инициативы – избежать повторения ситуации с отрицательными ценами нефтяных фьючерсов в апреле 2020 г.

Из-за падения спроса на нефть вследствие пандемии и резкого перепроизводства нефти в мире (мировых складских запасов не хватало, чтобы разместить всю добытую нефть) майский фьючерс на нефть марки WTI достиг цены минус $37 за баррель. В связи с резким падением цены Московская биржа приостановила торги этим инструментом на уровне $8,84. В то же время торги на других площадках продолжались, и котировки на американской бирже NYMEX ушли в отрицательную зону. Трейдеры в Москве при этом не смогли продать контракты, потому что Мосбиржа не давала продавать их дешевле $8,84. Как следствие, 770 трейдеров в Москве понесли убытки на общую сумму 1 млрд руб.

Проанализировав этот инцидент, Банк России сформировал комплекс предложений по минимизации аналогичных рисков, повышению стабильности российского финансового рынка и защите инвесторов, говорится в пресс-релизе регулятора. Свои рекомендации Центробанк направил Московской бирже.

В первую очередь регулятор предлагает биржевикам «более полно информировать участников рынка обо всех рисках, которые несут торгуемые инструменты, в том числе фьючерсы и опционы, а также о том, как используются риск-параметры этих инструментов и механизмы приостановки торгов». Кроме того, ЦБ настаивает на «постоянном мониторинге по контрактам с внешним ценообразованием» и информировании инвесторов обо всем, что может повлиять на ход торгов.

Центробанк также считает необходимым подготовить список инструментов, цены которых потенциально могут уйти в отрицательную зону, и ожидает, что профессиональное сообщество «проработает вопрос предоставления доступа к приобретению производных финансовых инструментов на срочном рынке только тем инвесторам, которые понимают все соответствующие риски, или примет меры по ограничению убытков клиентов».

В пресс-службе Московской биржи сообщили «Ведомостям», что считают предложенные Центробанком меры эффективными и уже работают над их реализацией в тесном взаимодействии с регулятором и участниками. Так, уже с 6 июля биржей внедрен механизм поддержки отрицательных цен на срочном рынке: до этого торгово-клиринговая система не позволяла торговать при уходе в минус, теперь в этом случае остановки торгов не происходит. А еще раньше была реализована возможность изменения границ ценовых коридоров на вечерней торговой сессии.

Рынок на инициативу ЦБ отреагировал в целом позитивно, но с оговорками. По мнению Тимура Турлова, гендиректора «Фридом финанс», защищать неквалифицированных инвесторов, которые обладают незначительной частью капитала, просто необходимо. «Это показывает мировая практика, – говорит Турлов. – Адекватная и правильная защита идет на пользу развитию рынка. Он становится ликвидным, на него приходит больше неквалифицированных инвесторов. На таком рынке инвесторы остаются дольше и чувствуют себя абсолютно комфортно. И на территории Евросоюза, и на территории США, и в Гонконге, и во всех остальных респектабельных юрисдикциях есть определенные стандарты защиты неквалифицированных инвесторов».

При этом Александр Дубров, заместитель генерального директора по электронной торговле АО «Открытие брокер», считает, что все же первоочередной задачей биржи является обеспечение бесперебойности торгов. «Исторически на срочный рынок приходят более опытные клиенты или профессиональные дилеры, и важнее дать им торговать, чем заблаговременно предупредить о потенциально возможных отрицательных ценах. Ведь именно бесперебойная торговля дает возможность управления рисками», – отмечает эксперт.

По мнению Дуброва, распространение информации о возможных отрицательных ценах на те или иные деривативы вряд ли повысит финансовую стабильность. «Вопрос все же не в информации, – подчеркивает Дубров, – а в конкретной ситуации, которая возникла из-за сложившейся в мире рыночной конъюнктуры, невозможности торговли финансовым инструментом на локальном рынке и, следовательно, невозможности управления риском».