Тема недели: Выручка операторов перестала расти

Мобильный интернет с трудом компенсирует падение доходов от голоса

Отчет «Мегафона», опубликованный на этой неделе, показал, что его мобильная выручка перестала расти. Первое в истории компании сокращение выручки от услуг мобильной связи в России (пусть и всего на 0,3%) она объяснила разовым фактором, увеличившим ее выручку в IV квартале 2013 г., – Олимпийскими играми в Сочи, партнером которых был «Мегафон». Хотя сами Игры состоялись только в феврале 2014 г. (а значит, мы еще услышим напоминание об этом от «Мегафона» при объявлении результатов за I квартал этого года), подготовка к ним началась заранее и «Мегафон» получил выгоду от наплыва «олимпийских абонентов».

«Мегафон» отчитывался вторым из компаний «большой тройки»: в конце февраля «Вымпелком» показал первый за пять последних кварталов рост выручки, но его доходы от услуг мобильной связи выросли лишь на 0,2%. То есть можно смело говорить, что их выручка от мобильной связи в IV квартале год к году фактически не изменилась, и если МТС на следующей неделе покажет схожую динамику, то это будет означать, что рынок достиг насыщения, а доходы операторов от мобильного интернета уже не являются драйвером роста, а всего лишь компенсируют падение доходов от голоса, начавшееся у «Мегафона», по данным из отчета аналитиков Citibank, в I квартале 2014 г. и достигшее в III и IV кварталах 2014 г. 4%.

Самое печальное для операторов, что рост в доходах от мобильной передачи данных стремительно иссякает. Если в III квартале 2013 г. у «Мегафона» этот показатель в России вырос на 23,7%, то в IV квартале 2014 г. – всего на 16% (рост в кварталы между этими периодами не показателен, поскольку отражает эффект от покупки «Скартела»). У «Вымпелкома» за тот же период рост выручки от мобильного интернета сократился с 30 до 20%. И это при том, что операторы находятся в самой середине цикла инвестирования в сети четвертого поколения – им еще строить и строить.

Конец роста выручки сам по себе не страшен – европейские операторы живут в таких условиях не первый год. Но вместе с произошедшим обесценением рубля, увеличившим затраты операторов, это бьет по их марже – у «Вымпелкома», например, эффект от курсовых разниц съел 2,5 п. п. рентабельности по EBITDA – и в итоге не может не сказаться на дивидендах. Если только операторы не решатся повысить цены.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»