Тема недели: «На самом деле я Бэтмен», или Еще раз о персональных данных

На этой неделе много говорили о локализации персональных данных. В публичном пространстве обсуждалась идея, реализовать которую попросили российского президента западные бизнесмены на Международном экономическом форуме в Петербурге месяц назад: пусть закон вступит в силу, но наказывать за его нарушение еще год не будут. Возможно, бизнесмены просто имели в виду известную российскую правовую модель: «Строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения».

Президент пообещал посоветоваться с экспертами и правительством. Но после этого совещания министр связи Николай Никифоров лишь сообщил, что закон вступит в силу в срок – 1 сентября.

Прямой, как шеренга морских пехотинцев в Крыму, подход российских законодателей к вопросу юрисдикции электронных данных, над которым пока безуспешно бьются в Европе, поставил исполнительную власть перед необходимостью либо попытаться полностью сломать существующие практики интернет-сервисов вопреки самой логике глобальной информационной сети, не замечающей границ, либо «покрасить газон в зеленый цвет», т. е. заняться имитацией.

По логике закона, перед которым все равны – и мультимиллиардер Марк Цукерберг, и пожилая владелица какого-нибудь домашнего отеля в Европе, – и тот и другая должны хранить мои персональные данные в России. И если Facebook еще может поднапрячься, то хозяйка отеля вряд ли даже знает о наших законах. Да и как ее проверишь?

Представители Роскомнадзора говорят, что будут руководствоваться презумпцией невиновности: если хозяйка отеля скажет, что выкинула ксерокопию моего паспорта, то ведомство поверит ей на слово. Впрочем, до нее руки у российских чиновников дойдут не скоро – им еще предстоит проверка 2,6 млн российских компаний, работающих с персональными данными.

А между тем до сих пор не до конца ясно даже, что имеет в виду закон под персональными данными. Ведь интернет-сервисы хранят по большей части непроверенные данные о своих пользователях – то, что те сами сообщили о себе при регистрации. И если я назвался, к примеру, Бэтменом, то Facebook верит мне, а Роскомнадзор требует хранить эту информацию обо мне в России.

Впрочем, Роскомнадзор, созвавший вчера представителей интернет-компаний, чтобы прояснить ситуацию с локализацией данных, сообщил, что проверять он будет пока не их, а «Скартел», «Ростелеком», «Лукойл-информ» и зачем-то General Motors. Видимо, российский президент услышал зарубежных бизнесменов.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»