Тема недели: Итальянский вопрос

Отчеты всех четырех ведущих сотовых операторов (последние два опубликованы на этой неделе) свидетельствуют: чуда на рынке пока не происходит. Лидеры – МТС и «Мегафон», которых некоторые аналитики уже успели окрестить «большой двойкой», сохраняют свои позиции и не чувствуют горячего дыхания конкурентов в затылок. «Вымпелком», гендиректор которого Михаил Слободин говорил в феврале, что компания ориентируется на рост выручки относительно конкурентов, и обещал, что «в этом году будет очень интересно», остается в пределах своей доли в выручке «большой четверки» от мобильных услуг (около 25%), на уровне которой он находится с начала 2014 г. А Tele2, устроившая большую стройку и перекраску активов «Ростелекома» в свой бренд, все так же теряет абонентов и выручку: за 1,5 года ее доля в выручке сократилась на 1 п. п. и составляет сейчас около 11%.

Впрочем, «Вымпелком» стремится к более высоким местам. В обновленной стратегии его материнского холдинга Vimpelcom Ltd. говорится что его операторы в долгосрочной перспективе должны стать первыми или вторыми на своих рынках. Один из инструментов улучшения портфеля активов – консолидация, сказано в ней. Улучшить качество актива поможет и монетизация их вышек.

Такую консолидацию Vimpelcom Ltd. уже затеял в Италии, где третья на рынке Wind готова сделать СП с Hutchison и создать нового оператора, который станет лидером итальянского рынка по числу абонентов. Отчасти в этой сделке поможет и произошедшая продажа вышек – столько башен СП будет не нужно, а деньги помогли уменьшить долг оператора.

Возможно, обновленная стратегия вдохновила аналитиков JPMorgan спроецировать итальянскую сделку на Россию. В вышедшем на этой неделе отчете по российским телекомам они предположили, что «Вымпелком» может, продав свои вышки «Русским башням» (такая сделка в самом деле может произойти), выкупить у «Ростелекома» 45% Tele2 и сделать СП.

Такая сделка в самом деле вывела бы объединенную компанию в лидеры рынка, при этом не вызывая больших вопросов у антимонопольной службы (ее доля рынка будет около 36% – немногим больше, чем у МТС). Вот только предыдущие M&A «Вымпелкома» показывают, что подходить к таким сделкам следует с особой осторожностью.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»