Тема недели: Изучение законов робототехники

Мосгорсуд счел нарушением тайны переписки тот факт, что почтовая система Google анализирует тексты электронных писем, решая, какую рекламу показывать владельцу почтового ящика. Суд предыдущей инстанции иск к Google отклонил.

Тот факт, что письма читал и анализировал робот, т. е. компьютерная программа, судей почему-то не смутил. А зря: роботы уже проникли повсюду и судебное решение открывает широкое поле для кипучей деятельности юристов и «патриотов». Например, можно рассмотреть вопрос, являются ли актом шпионажа действия робота-грамотея, специально внедренного иностранной организацией в текстовый редактор, который, проанализировав написанный с помощью этого редактора и содержащий государственную тайну текст, выдает рекомендацию исправить слово «ядреный» на «ядерный». Можно предъявить претензии к мобильным операторам, обрабатывающим данные о транспортных потоках на основе информации о местоположении конкретных людей.

С другой стороны, недалек тот день, когда какая-нибудь ассоциация защиты прав роботов потребует через суд компенсацию за сверхурочную работу. Буквально в этот вторник на популярном телевизионном шоу голосовой помощник Siri из iPhone ведущей шоу спросил гендиректора Apple Тима Кука, когда ей поднимут зарплату. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Беспокойство человека, сталкивающегося с современными технологиями, легко понять. Устройства, с которыми мы каждый день имеем дело, становятся все умнее, они собирают о нас все больше информации, и нам становится все сложнее контролировать ее использование.

Но современный мир вообще дает много пищи для размышлений тем, кто озабочен слежкой «большого брата». Однако впереди всей планеты тут вовсе не Google. И даже не спецслужбы США, давшие СМИ повод для большого скандала, всего лишь запросив у операторов данные о том, когда и по каким номерам звонили абоненты. Как следует из текста решения Таганского районного суда от 22 сентября 2014 г., вынесенного по иску некого Доможирова к МТС, мобильные операторы три года хранят все наши sms «на всякий случай» – вдруг они зачем-то потребуются правоохранительным органам. Конечно, те могут получать доступ к ним только по решению суда (как и в случае с АНБ)... Вот только не помню, были ли прецеденты, когда российский суд такого доступа не давал.

А вы говорите – роботы!

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»