Тема недели: Запоздалые аукционы

Новости Роскомнадзора на этой неделе полны торжества: «третьи сутки продолжаются торги по семи лотам первого электронного аукциона на радиочастоты», «совокупная стоимость всех выставленных на торги 10 лотов <...> почти в 5,5 раза превышает начальную».

И в самом деле, первый в России аукцион на частоты – одно из важнейших событий в отрасли. Впервые мы сможем узнать реальную рыночную стоимость частот. Вместе с введением принципа переноса номера (MNP) в декабре 2013 г. это, пожалуй, наибольшее достижение нынешней российской администрации связи.

Правда, аукцион запоздал. Начни Минкомсвязи продавать частоты лет 10 назад, сегодня рынок связи был бы совсем другим, да и денег государство получило бы больше.

Изначально частоты для сотовой связи в России распределялись весьма произвольно. Например, МТС и «Вымпелкому» в начале нулевых пришлось подвинуться в Москве, чтобы переуступить часть частот «Мегафону» – просто решением регулятора. Операторы получали частоты и строили на них сети, не платя ничего государству. Зато они смогли тратить больше денег на строительство, что в итоге вылилось в стремительное распространение сотовой связи в России.

Частоты для третьего и четвертого поколений связи распределялись уже на конкурсах, но их условия были таковы, что никто, кроме трех-четырех крупнейших операторов связи, не мог бы претендовать на них. Операторы вновь относительно быстро построили сети новых стандартов, но опять же не заплатили государству за доступ к частотам. Теперь Роскомнадзор проводит аукцион на частоты в девяти регионах, но претендентами являются все те же четыре оператора: МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2. В Минкомсвязи, думаю, могут быть довольны. Позицию министерства на прошлой неделе предельно ясно представил на отраслевом форуме, посвященном как раз регулированию спектра, замминистра связи Дмитрий Алхазов: «Высокий уровень конкуренции не всегда и не для всех отраслей позитивно сказывается на развитии». Хотелось бы посмотреть в этот момент на чиновников антимонопольного ведомства, несколько лет назад охарактеризовавшего рынок мобильной связи в России как олигополию.

Редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»