Призрачная экономия

Мы в меньшей степени пользователи транспортной инфраструктуры, мы больше ее часть – как аутсорсер, который обслуживает локомотивы: у нас порядка 10 000 машин ежедневно заходит на сервис.

Развитие, расшивка узких мест, правильные вложения в инфраструктуру – актуальные задачи. Но для развития должен быть крепкий фундамент: то, что создано до нас, должно содержаться в должном состоянии. Вот с этим, в принципе, возникают проблемы – и отнюдь не только в связи с сегодняшним кризисом. Не только сейчас трудности усугубились. Они накапливались, нарастали десятилетиями, причем механизм этого нарастания очень понятный.

ГК «Локотех»

Машиностроительная группа. Контролируется основателями «Трансмашхолдинга». Консолидированная выручка (РСБУ, 2015 г.) – 86 млрд руб. Управляющая компания – ООО «Локомотивные технологии».

Я думаю, что промышленники из не самых маржинальных отраслей хорошо понимают, как это формируется. Сначала попадает некое предприятие (даже не отрасль) в кризис, начинаются антикризисные программы, начинают резать бюджет. Начинают, конечно, не с людей – первыми под нож идут инвестиционные бюджеты, также снимаются деньги со статей на содержание основных средств. Успешно справляются, выползают из кризиса, потом наступает бюджетная пора следующего года, и слышат: «Ну ничего же не поломалось за это время – можете меньше тратить! Давайте будем тратить в будущем году меньше!» На следующий год наступает еще один кризис – соответственно, еще немножечко снимают. Понемножку это незаметно. Опять ничего не ломается. Опять закрепляется новое правило. Потом, когда технари начинают бить тревогу, что, дескать, мы содержим оборудование не по нормам, им в ответ: «Ну вот смотрите: пять лет же содержали не по нормам – и ничего не случилось! Может, нормы неправильные? Давайте нормы пересмотрим!» В конечном итоге имеем ситуацию, когда можно сказать: да, вроде содержится по нормам – их же пересмотрели, «оптимизировали»... Только почему-то все отказывает и ломается.

Вот этот замкнутый круг приводит к тому, что сейчас, по нашим оценкам, если только железнодорожную отрасль взять, то, наверное, недофинансирование достигает 1,5 трлн руб. Столько нужно, чтобы привести инфраструктуру в такое состояние, когда она будет нормально работать с точки зрения отказоустойчивости. Подчеркиваю: это я не об износе говорю. Износ – очень бухгалтерский термин, он от срока жизни зависит. А здесь как раз по срокам износ, может, по срокам жизни нормальный, но ненормально содержали, поэтому эта штука ломается.

Я думаю, что эту проблему не стоит замалчивать. И на ней действительно стоит фокусироваться, потому что когда мы ведем речь о развитии, то говорим в основном о каких-то вещах экспансивных и часто забываем, что стоит за спиной будущего успеха.

Конечно, нужно думать о механизмах, которые для держателей инфраструктуры сделают соблюдение норм более выгодным, нежели краткосрочная экономия, которую они могут получить. Последствия того, что мы «наэкономили», потом, возможно, придется разгребать кратно бо́льшими ресурсами. А если все вовремя ремонтировать, обслуживать по графику, нового покупать не придется.

Автор - генеральный директор ООО «Локомотивные технологии»