Основной урок кипрского кризиса

В 2011–2012 гг. Кипр – это часть большого глобального европейского долгового кризиса, и, собственно, источником кипрского кризиса стал коллапс греческой экономики и последовавшее за тем списание греческих государственных облигаций. Оно привело к тому, что многие финансовые институты оказались в тяжелой финансовой ситуации.

Для Кипра, который исторически тесно связан с Грецией, это оказалось трагичным. Два самых крупных кипрских банка – Bank of Cyprus и Laiki Bank – потеряли на этом списании порядка 4 млрд евро. Наверное, сумма в масштабах мировой экономики не впечатляет, но в масштабах Кипра она оказалась достаточной, чтобы оба банка оказались в крайне тяжелой ситуации и достаточность их капитала упала к 3,5%. Кипрская экономика, тесно связанная с Грецией, начала резко тормозиться, а у банков Laiki Bank и Bank of Cyprus не было никакой возможности привлечь дополнительный капитал, который нужен был для продолжения функционирования. А кипрское государство со своей стороны не могло оказать поддержку кипрским банкам, потому что увеличение государственного долга приводило к тому, что банкротом становилось уже само государство.

Нестандартные решения

Эта тяжелейшая проблема была решена действующим правительством Кипра во главе с президентом Никосом Анастасиадисом. Она была решена путем нестандартных решений. Основной урок кипрского кризиса, наверное, заключается как раз в том, что необходимо в момент возникновения кризисных ситуаций искать трудные, нестандартные решения и добиваться их претворения в жизнь шаг за шагом, несмотря на сопротивление, которое есть в обществе, несмотря на инерцию общества, на неготовность общества идти на те или иные шаги. И всегда это поиск некоего компромисса. В данном случае на примере Кипра – компромисса между бизнесом и политикой.

Первое предложение, которое было, – горизонтальная стрижка [депозитов] – не решало главную проблему: оно позволяло изъять деньги и найти их на рекапитализацию банка, но не решало главную проблему – не снижало долговую нагрузку на кипрскую экономику, по-прежнему оставляло неподъемным обслуживание совокупного долга. Это первоначальное решение не нашло поддержки ни в обществе, ни в бизнес-сообществе. И в итоге парламент не принял этот план.

Правительство было вынуждено в экстренном порядке искать компромисс. На Кипре в этот момент основную долю ВВП составляло оказание финансовых услуг, обошедшее туризм, и в этот момент это был главный драйвер экономического роста страны. И тем не менее кипрские власти нашли в себе силы принять это трудное решение – обанкротить второй по величине, но понесший самые большие потери в кризисе банк и частично конвертировать обязательства перед вкладчиками крупнейшего банка в капитал, заморозить трансграничные операции, дав паузу для того, чтобы экономика нашла силы сосредоточиться на выходе из кризиса. Это был фундамент, на котором было построено бюджетно-экономическое чудо: уже через 2,5 года Кипр вернулся на рынок долговых обязательств, и сейчас Кипр успешно рефинансирует текущие долги, не наращивая общий долг.

Реальность лучше прогнозов

В 2013 г. тройка кредиторов – Евросоюз, ЕЦБ и Международный валютный фонд – предполагали, что экономика Кипра будет суммарно падать сначала на 5%, потом на 8%, т. е. суммарно около 15% в неизменных величинах. И медленно, но верно вернется на траекторию роста, может быть, в 2016–2017 гг. Кипр в 2015 г. показал рост в 1,6% ВВП – это примерно в середине европейского сообщества. На 2016 г. прогноз на 0,5% лучше уже пересмотренного прогноза тройки кредиторов. И экономические власти ожидают, что Кипр выйдет примерно на 2,5% экономического роста, может быть, даже чуть больше. Таким образом, он окажется в первой трети европейских стран по темпам экономического роста. С учетом того провала, который был в 2012 г., в 2013–2014 гг. Кипр демонстрирует один из самых высоких темпов фактического прироста ВВП.

А условием для этого было тяжелое решение обанкротить Laiki Bank и уменьшить совокупный объем долга. Оно было сразу подкреплено большим количеством малых дел, которые предпринимало правительство и парламент Кипра для того, чтобы оживить экономику и обеспечить восстановление всех секторов экономики, в первую очередь, конечно, рынка труда. Потому что любой кризис всегда отражается на людях: падение реальных доходов населения, увеличение уровня безработицы. Да, конечно, еще [помогла] экономическая конъюнктура. Но экономическая конъюнктура всегда помогает только тем, кто сам что-то делает. Если люди ничего не делают, то им никакая экономическая конъюнктура, к сожалению, не поможет.

Восстановление по секторам

Самый впечатляющий рост, который мы наблюдаем, – рост туризма, причем не столько в количестве людей, которые приезжают, сколько в количестве денег, которые остаются в экономике. В среднем с 2014 г. идет 5%-ный прирост доходов от этого сектора. Это позволяет этому сектору шаг за шагом становиться все более значимым, более важным в экономике Кипра.

Постепенно стабилизируется второй или первый до кризиса по значимости сектор – сектор операций с недвижимостью. Как говорится, мы нашли дно – и в целом количество сделок на этом рынке растет. Это открывает возможность для большого количества проектов.

С точки зрения банка, очень важные шаги были предприняты с целью привлечения дополнительных инвестиций в страну. Причем шаги не только очевидные, как, например, программы поддержки, меры бюджетной консолидации, которые улучшают сектор общественных финансов и, соответственно, позволяют инвесторам по-другому смотреть на ситуацию в стране. Упрощение процедур выдачи разрешений для строительства – тоже интересный момент. Государство изменило коэффициенты застройки, дало возможности построить дополнительные площади. Государство предложило большую программу поддержки переселения, поддержки получения гражданства через инвестиции для тех, кому это интересно, большой комплекс мер по поддержке международного бизнеса.

Второй большой мерой по поддержке наиболее сильно пострадавшего сектора финансовых операций было разделение банков на международные и локальные, на восстановление международных транзакций.

Мы проходили с моей командой разные кризисы, мы были уверены, что это надолго, но уже в конце 2013 г. мы увидели рост клиентской базы на международных операциях. К концу 2014 г. объем средств клиентов в банке превзошел докризисный уровень, объем транзакций – тоже. Таким образом, этот сектор был восстановлен путем того, что государство не побоялось разделить рынки, хотя в условиях свободно конвертируемой валюты, валютного союза это, наверное, тоже нестандартное и очень необычное решение.

Переход в фазу роста

Сейчас мы видим активное оживление предпринимательской активности. К нам приходит все больше и больше людей, которые хотят получить кредиты, которые хотят реализовывать новые проекты. Нас это радует. Мы поймали эту волну, мы открыли новое отделение на Кипре, мы примерно на 40% нарастили свою клиентскую базу, в 2,5 раза выросли пассивы. Это все произошло за последние буквально 6–9 месяцев, это показатели того, как динамично изменяется ситуация и что Кипр действительно вышел из кризиса не только по формальным макроэкономическим показателям, но активно развивается, чтобы оказаться действительно успешной и хорошей экономикой.

Наш банк прожил на Кипре уже 20 лет. Мы за это время видели и падения, и взлеты кипрского рынка. Наш опыт, наше понимание местной специфики позволяют с уверенностью сказать, что Кипр сегодня перешел в фазу роста и является очень хорошим местом для вложения денежных средств как локальных, так и средств международных инвесторов.

Автор - первый заместитель генерального директора RCB Bank Limited