«Экспорт стал одним из драйверов роста»

Мы видим позитивную тенденцию в развитии экономики и на областном уровне, и на уровне общефедеральном. Мне кажется, мало кто будет спорить, что экспорт стал одним из драйверов роста экономики в целом.

Лучшее мерило качества продукции – это ее доступ на внешние рынки. Если продукция на внешнем рынке принимается, если она продается, то, конечно, она априори конкурентоспособна, не нужно придумывать никаких индикаторов инновационности, конкурентоспособности и т. д. При этом, конечно, само по себе ничего не бывает: ведущие экономики мира имеют сильные экспортные системы государственной поддержки. Сейчас многие даже говорят, что по факту страны должны конкурировать не товарами и услугами как таковыми на внешнем рынке, – потому что они априори должны быть качественными, – а должны конкурировать разрешенными системами поддержки в каком-то общем поле, и Российский экспортный центр в последнее время пытается совместно с правительством проводить эту работу.

Экспорт растет

Есть результат, безусловно. Назову несколько общефедеральных цифр по шести месяцам этого года. Несырьевой неэнергетический экспорт вырос на 18,7% в стоимости. Если взять продукцию приоритетных отраслей, то по ним экспорт вырос еще больше – на 22%. Это в стоимостном выражении, я подчеркиваю. Экспорт гражданского машиностроения за первые полгода 2017 г. вырос на 19% в целом, а если брать легковой автопром, то на 36% в стоимости. Тенденция налицо. С одной стороны, это стало отражением тех мер поддержки, о которых я сейчас расскажу, которые уже применяются государством. С другой стороны, это говорит о постепенном изменении мышления российских предпринимателей – они понимают, что надо уметь работать на внешних рынках, потому что внутренний рынок имеет тенденцию к волатильности, турбулентности, он может сужаться и расширяться в зависимости от экономического цикла, от того, что происходит в целом с экономикой. Умение быстро переориентироваться на внешний рынок – это и есть необходимое условие развития любой компании. Будь то компания крупная, международный гигант, интегрированный холдинг – или компания небольшая из категории малого и среднего бизнеса, производящая отдельные компоненты.

Петр Фрадков

Окончил МГИМО по специальности «мировая экономика». Начал карьеру во Внешэкономбанке. С 2011 г. – директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В январе 2015 г. был назначен первым заместителем председателя Внешэкономбанка. С 2015 г. – генеральный директор Российского экспортного центра.

Финансовая и нефинансовая поддержка

Мы продолжаем работу по развитию инструментария поддержки: в группе Российского экспортного центра представлены более чем 100 продуктов и услуг для экспортеров. Их можно разделить на меры чисто финансовой поддержки – это страхование экспорта (многие компании автопрома пользуются этой поддержкой, страхуют дебиторскую задолженность, когда идет отсрочка платежа), это кредиты Российского экспортно-импортного банка, который в нашу группу входит. Причем это не просто кредиты, а кредиты по субсидированной процентной ставке. Буквально недавно мы приняли решение о доведении этой ставки в рублях до уровня 5,75%. Мне кажется, это неплохие условия для того, чтобы работать. В валюте же эти кредиты достигают в евро 1,0%, в долларах – 2,5%. Это вполне международный уровень, многие компании этим пользуются. Коллеги, на этот год лимиты еще есть, мы вас ждем. Есть меры нефинансовой поддержки, которые тоже касаются денег, как ни странно, как ни парадоксально это звучит. Это в первую очередь транспортировка – программа вполне работает. Непростая программа, которая в течение года-полутора-двух даст эффект – по частичной компенсации затрат на омологацию. Мы понимаем, что в отрасли, в которой вы работаете, соответствие внешним рынкам очень важно. Это специальные версии, комплектации, которые именно на этом рынке должны быть востребованы. Это все тоже мы делаем, на это тратятся миллиарды рублей из бюджета Российской Федерации. Просим компании активно обращаться за этим продуктом – в том числе.

Вопрос по патентованию, в первую очередь, касается компаний небольших, которым требуется защита своего товарного знака на внешнем рынке. Особенно если это рынок новый, где может быть не всегда понятно, как работает защита прав интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности. Мы можем помочь компенсировать расходы на получение этой защиты.

Далее – выставочная деятельность, в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса: мы готовы помогать выставляться за рубежом, в России, искать покупателей, на месте проводить переговоры, с вывозом образцов на внешние рынки, с компенсацией затрат на участие в этих выставочных мероприятиях.

На следующий год запланирована новая спецпрограмма, которой раньше не было: частичная компенсация затрат на создание за границей дилерской сети либо инфраструктуры по ремонту и техническому обслуживанию. Мы понимаем, что принцип «продал – забыл» уже не работает. Это очень важное направление, мы с коллегами из Минпромторга активно эту идею отстаивали и, мне кажется, отстояли. Пока бюджет не внесен в Государственную думу, но сейчас идут последние приготовления, в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт» это направление предусмотрено. Это будет очень важная программа, которая, я думаю, придется по душе многим производителям, продающим свою технику за рубеж. Во всяком случае, мы сталкиваемся с этой потребностью, будь то крупнейшие компании, будь то небольшие – мы видим, что сейчас покупатели техники сразу ставят вопрос о ее обслуживании, будь то Куба, Сенегал, Вьетнам или другие страны.

Экспорт малого бизнеса

Все крупнейшие компании отрасли являются нашими клиентами, нашими партнерами. Но мы понимаем, что нужно вовлекать максимальное количество небольших компаний, чтобы за грандами шли небольшие производители автокомпонентов, сопутствующих услуг и сервисов. Наша задача – уже в сотрудничестве с исполнительной властью региона сделать так, чтобы наш инструментарий был доступен даже самому небольшому предприятию, которое хотело бы испытать себя на ниве экспортной деятельности.

Региональный экспортный стандарт, в котором четко прописаны параметры для формирования минимально необходимой экспортной инфраструктуры, внедряется в пилотных регионах. И, мне кажется, наша задача – чтобы уже через небольшой промежуток времени даже самое неподготовленное предприятие знало, как и какими мерами поддержки можно воспользоваться. А этих мер объективно много, и нужно уметь ими пользоваться.

Вопрос модератора

Вы говорите, что предлагаете хорошие условия по спецпрограммам, предлагаете деньги, но фонды в сентябре компании до сих пор не выбрали. Почему? Компании просто не проинформированы или у них есть какие-то сомнения, что-то их страшит?
П. Фрадков: В комплексе. Этот год стал пилотным по этим программам, поэтому, как у нас положено, в том числе по бюджетному законодательству, надо создать правила, надо их прописать. Какое-то время это заняло. Следующие годы будут проще, потому что это будет работать по накатанной.
Второе – я отношу это не только к экспортерам, но и к нам, и к федеральным органам исполнительной власти – это просто умение работать в этом режиме. Потому что это новая среда, новые инструменты, которыми просто надо уметь пользоваться, нужно наработать опыт.
И третье – вы правильно говорите, это просто вопрос информированности, вопрос понимания. Нельзя просто прийти и сказать: хочу – поддержку беру, хочу – не беру. Для того чтобы это было системно и достаточно качественно, компания должна спецпрограммы, которыми она хочет пользоваться, вписывать в свой бизнес-план, в свою бизнес-модель. За полгода это не происходит. Компания должна осознать, понять и выстроить свою экспортную рентабельность, свою финансовую модель – исходя из новых данных. Поэтому мы исходим из того, что этот год – пилотный, хотя средства мы распределяем уже достаточно большие. Следующий год будет более системный.

Не только автопром

Конечно, экспорт не ограничивается только темой автопрома. Есть масса сопутствующих вопросов – например, вопросы таможенного администрирования, сервиса, логистики. Для нас важно, что появился такой сервис, как контейнерный поезд в Китай. Никогда контейнеры мы не возили в Китай – мы обратно вывозили. А сейчас этот поезд ходит регулярно. Причем это и Далянь, и южные провинции Китая, что важно. Мне кажется, на этом поприще можно себя найти, и есть понимание, что этот бизнес может быть выгоден.

Еще важный аспект – развивающаяся система поддержки экспорта в том числе является триггером привлечения инвестиций в регион. Мы видим это на примере крупных зарубежных компаний, которые готовы расширять здесь свои производства либо создавать новые производства. В том числе подразумевается и производство продукции для экспорта в третьи страны. Мы это видим по компаниям, которые находятся здесь, в Калужской области: Volkswagen, Continental и многие другие компании, которые сейчас развиваются в России. Все компании – наши партнеры с точки зрения экспорта. Это задача большая и перспективная.