«Не бояться прямого контакта»

Как недавно сказал Маркус Озегович, гендиректор Volkswagen Group Rus, российский автопром уже давно является неотъемлемым звеном в цепочке создания стоимости в мировом автопроме. Поэтому мы не только сейчас выходим на мировой рынок. Мировой рынок о нас знает и уважает наших игроков, что подтверждает и присутствие [в России] таких глобальных компаний, как PSA, Volkswagen и т. д.

Как оцениваем

Компания «Автостат» оценивает потенциал стран для российских экспортеров по следующей методике. Естественно, объем рынка продаж является одним из основополагающих. Также объем производства. География рынка, потенциал экспорта – это является расширенной оценкой объема продаж. Естественно, очень важны технические стандарты. Те компании, которые желают стать экспортерами в России, – у большинства из них есть предубеждение, есть какие-то стереотипы – например, по поводу Европы: нас никто там не хочет видеть. Это не так. Естественно, конкурентная борьба присутствует на каждом рынке, и, конечно, те, кто занимает большую долю рынка, стараются как-то защитить ее, это понятно. Но это не значит, что нашим производителям просто закрыт выход на высокотехнологичные рынки. Насколько я знаю, Российский экспортный центр также обеспечивает консультации по техническим стандартам, сертификатам, и это является одним из первых инструментов, к которому следует прибегать. На данный момент так и говорим нашим клиентам. Естественно, тенденции спроса, технологические тенденции, такие как подключенный автомобиль, автономное средство передвижения, электромобили и т. д., – всё это берется во внимание, когда мы оцениваем потенциал рынка. Барьеры, инвестиционный климат и ресурсы, инфраструктура – здесь мы делаем такую же оценку, как и глобальные компании, когда они оценивают потенциал российского рынка.

Куда экспортировать

На данный момент следующие страны являются приоритетными с точки зрения объемов рынка.

Бразилия и Мексика в Латинской Америке являются крупнейшими рынками сбыта как для готовых автомобилей, так и для компонентов и запчастей. Но необходимо принимать во внимание то, что в Бразилии существуют отдельные технические стандарты топлива, что препятствует экспорту. Например, компания «АвтоВАЗ» не может экспортировать Lada на бразильский рынок из-за того, что стандарты топлива другие, поэтому бензобаки необходимо ставить другие.

Восточная Европа особо благосклонно относится к товарам российского производства. Это я вижу на конференциях, в которых участвую в Праге, в Венгрии, уже есть локальные торговые организации, которые этим занимаются. И конечно же, в то время как я работала на «АвтоВАЗе», мы развивали экспорт именно в Восточную Европу. Естественно, Польша, Чехия и Венгрия являются основными рынками сбыта как запчастей, так и готовых автомобилей. Кстати, именно в Восточной Европе на конференциях спрашивают – как производители, так и закупочные организации: «Где же российские производители? Почему вас не видно на наших конференциях? Каким образом нам с вами сотрудничать, если вы к нам не едете и не показываете, что вы готовы продать?»

Мария Вола

Окончила Политехнический институт Манчестера по специальности «стратегический маркетинг».
В 2001–2006 гг. – старший консультант-аналитик в KPMG Consulting / BearingPoint. В 2007–2009 гг. – управляющий директор в России и СНГ в «Саймон-Кучер и партнеры» (Simon-Kucher & Partners).
В 2014–2015 гг. – директор по стратегическому ценообразованию дирекции стратегического планирования, «АвтоВАЗ». В 2015–2016 гг. – руководитель развития рынков Европы дирекции экспортных продаж, «АвтоВАЗ».
В 2009–2014 гг. и с 2016 г. по настоящее время – управляющий партнер Business Development Managers Russia, партнер компании «Автостат», РФ, и Consulting4Drive, ФРГ.

Западная Европа. Германия является достаточно благодатным рынком для нашей техники и автомобилей. Я так полагаю, что вы видели первые эксперименты продаж «АвтоВАЗа» с «Вестой», они пошли очень хорошо, даже вопреки ожиданиям самих тольяттинцев. Италия, Испания, Франция являются очень интересными рынками. Насколько я понимаю, здесь присутствуют также и компании, которые успешно экспортируют на эти рынки. Швеция и Скандинавия для производителей запчастей и определенной спецтехники являются очень благодатной почвой для развития торговых отношений, что и подтверждают наши торговые представительства – например, в Швеции. Насколько я знаю, они тоже активно общаются с РЭЦ.

Приоритетные рынки на Ближнем Востоке – Иран, Ирак. Огромный потенциал развития. То есть только-только сейчас стали открываться рынки, и отношения стали оттаивать.

Если смотреть на СНГ, я полагаю, что здесь, в принципе, все присутствующие уже давно торгуют с этими странами, поэтому я не буду комментировать по этому поводу.

С Узбекистаном достаточно трудно работать из-за внутренних ограничений. Будем надеяться, что политики и дипломаты будут работать над этой темой, потому что эта тема политическая.

Азия, Индия, Китай. Очень интенсивная конкуренция, очень интересные рынки как по объемам, так и по развитию технологическому, поэтому там быть сейчас не очень прибыльно, но полезно с точки зрения именно отслеживания трендов. Например, китайские автомобильные салоны являются одними из ключевых для того, чтобы держать руку на пульсе. Я так полагаю, что РЭЦ держит руку на пульсе в этом смысле.

И последнее, но немаловажное – Северная Африка. Рынки Марокко и Туниса на данный момент являются наиболее интересными. Египет является также интересной темой с точки зрения продаж готовых автомобилей, в то время как Марокко и Тунис с точки зрения и продаж, и производства запчастей и деталей.

Как экспортировать

Поделюсь опытом из наших текущих проектов. Продажи через генерального импортера – я полагаю, что автомобильные производители именно так и работают, собственного представительства и дистрибуционной сети российских автомобилей мы не видели на данный момент, т. е. в мире это достаточно затратный путь, но ранее такое присутствовало, когда у компаний достаточно было ресурсов для этого.

Есть достаточное количество производителей из средней полосы России и Сибири, которые производят в Европе с партнерами под локальным брендом, это достаточно широко распространенная практика. В Египте местная компания взялась за производство Lada, и на данный момент все достаточно хорошо идет.

Поставки через центральную закупочную организацию клиента-производителя. Это в основном тема тех поставщиков, которые работают здесь на заводы. Я знаю несколько примеров для завода Ford, я полагаю, есть достаточное количество примеров, где локальный поставщик через местный завод поставляет в глобальную сеть автопроизводителя.

Что надо делать

Какие выводы из последних пяти лет работы с российскими производителями? Нашим производителям необходимо избавляться от стереотипов, избавляться от страхов, идти и заявлять о себе на тех рынках, куда они хотят идти. Естественно, необходимо активно применять существующие инструменты и пользоваться помощью и знаниями Российского экспортного центра, экспертов и проч. То есть работы много, за нее просто нужно взяться и не бояться прямого контакта.