Ограничения со всех сторон

В Калуге мы представлены тремя дивизионами. Это Continental Automotive, который производит блоки управления двигателем, топливные модули. Это дивизион Contitech, который производит систему подачи жидкости в автомобильные кондиционеры и в гидроусилители рулевого управления. И шинный завод Continental, который производит шины для легковых и легких коммерческих автомобилей. И поскольку экспортной компанией среди этих трех является в настоящий момент шинный завод, я хотел бы остановиться на нашем опыте экспорта.

Наш завод, несмотря на экономический кризис, который был последние 2,5–3 года в России, развивался поступательно: мы открылись в 2012 г. и с тех пор произвели уже более 8 млн шин; каждый год нам удавалось наращивать производственные мощности по 1 млн. Количество персонала на нашем [шинном] заводе – более 1000 человек, на всех трех предприятиях – более 1200. Если говорить об экспорте, то мы способны экспортировать – и экспортируем шины более чем в 20 стран мира, которые расположены на трех континентах: Европа, Азия и Северная Америка. В прошлом году объем экспорта составил более 30% от общего объема выпуска наших шин – и это действительно позволило нам развиваться поступательно. В этом году мы планируем поставить не более 13% на экспорт.

О чем это говорит? С одной стороны, что экономика действительно развивается и, соответственно, растет внутренний спрос. А мы изначально рассчитывали на покрытие внутреннего спроса, и это позитивный фактор. С другой стороны, экспорт особенно товаров, как шины, где вы экспортируете воздух внутри, даже с субсидиями, которые предоставляет Агентство экспортного развития, дело непростое. И помимо всего этого существует также ряд других вопросов, которые, скажем так, делают экспорт не таким привлекательным.

Что касается нашей локализации в России, то здесь мы локализованы более чем на 70%. Почему не больше? Потому что, с одной стороны, есть виды сырья, которых здесь просто нет: натуральный каучук в России не растет. Мы покупаем в России синтетический каучук, технический углерод, металлический корд и другие материалы, сейчас, кстати говоря, локализуется и текстиль с очень высоким качеством – на заводе «Газпрома». Но высококачественных специальных добавок здесь пока не производится, и поэтому мы их импортируем.

Смельчаки-экспортеры

Российская таможня ставит дополнительные барьеры экспортерам. И те люди, которые экспортируют, или те предприятия – их в общем-то можно занести в списки если не героев, но, по крайней мере, смельчаков.

И связано это с тем, что в случае любой, даже малейшей ошибки – допустим, компания загрузила на пару вещей больше случайно в грузовик, или, наоборот, на пару вещей меньше, не вовремя предоставила отчет, или, не дай бог, что грузовик по дороге куда-то исчез (по вине транспортной компании), – компания, а иногда и руководитель компании подвергаются моментально очень высоким административным штрафам. Что, естественно, отбивает всякую охоту идти на такие риски.

Георгий Ротов

Окончил МГТУ по специальности «автоматизированные металлургические машины и агрегаты» и бизнес-школу INSEAD.
Работал консультантом в немецких офисах компаний A.T. Kearney и Bain & Company, затем в компаниях TUV Suddeutschland и Volkswagen. С 2008 г. – региональный директор «Магна интернешнл» и гендиректор филиала «Магна технопласт». С 2011 г. – генеральный директор «Континентал Калуга».

Упростить валютное регулирование

Следующая тема – это забюрократизированность валютного регулирования: огромное количество документов необходимо предоставлять как в таможенные органы, так и в банки. Некоторые предложения, которые могли бы помочь компаниям в плане экспорта и поддержать их – отмена оформления паспортов сделок, упразднение двойного контроля, увеличение срока предоставления документов, и ряд других.

Зависший НДС

Если мы экспортируем, мы получаем нулевую процентную ставку по НДС. Но, чтобы получить эту нулевую процентную ставку, нужно пройти через очень большое количество бюрократических препон – в частности, это требование предоставления оригинальных документов на всё: на таможенную декларацию, на транспортные документы, контракты, заявления. К чему это приводит? Это приводит к тому, что от 10 до 15% НДС у компании зависает. А это повышение оборотных средств. При тех процентных ставках, которые есть сейчас, это дополнительные расходы.

Но здесь есть еще и второй аспект – это ведение двойного налогового учета в плане НДС для экспортных компаний. Ситуация здесь следующая. Если вы часть сырья или компонентов покупаете за рубежом, что, к сожалению, необходимо, то вы должны вести этот учет отдельно. Когда вы покупаете компоненты, вы можете вести разную отчетность: что вы использовали для экспорта – и что вы использовали для внутреннего рынка. В нашем случае, когда мы покупаем сыпучие материалы, как, например, натуральный каучук, мы не можем указать конкретно, какой материал был использован для внутреннего рынка, а какой – для внешнего.

Соответственно, мы не можем заявить экспортный НДС в этом случае, и это приводит к тому, что многие экспортеры вынуждены делать вторую, экспортную компанию, для того чтобы упростить этот налоговый учет. Но организация этой экспортной компании ведет к тому, что, во-первых, растут административные расходы, а во-вторых, возникает дополнительная проблема с так называемым трансфертным ценообразованием между компаниями-экспортерами и компаниями-производителями – и мы в полной мере прошли через все эти проблемы. Соответственно, здесь тоже требуются изменения на федеральном законодательном уровне. Конкретные предложения у нас тоже есть.

Валютные риски

Я придерживаюсь мнения, что, конечно, этот вопрос очень мешает, урегулировать в настоящий момент сложно. Хотел бы добавить один аспект, он связан с тем, что, согласно налоговому законодательству, так называемая курсовая выручка, даже если она не реализована, а имеется в виду следующее, что, допустим, предприятие взяло кредит в иностранной валюте, соответственно, каждый месяц происходит переоценка – в зависимости от курса, и предприятие, не получив никакой выгоды от курса, обязано ее подвергать налогообложению. То есть здесь есть еще один аспект, конечно же, если бы курс был стабильный, эта проблема бы ушла, но пока он не стабилен, это существует. Процентная ставка – это тот момент, который, по крайней мере, для экспортных компаний и для отдельных отраслей сейчас достаточно успешно решается правительством путем предоставления субсидий на кредиты, то, чем занимается агентство Петра Михайловича в настоящий момент в том числе. Поэтому, если эта политика будет продолжена и расширена, я думаю, это поможет поддержать компании-экспортеры.

Не то ограничиваем

В плане информационной поддержки компаний-экспортеров, особенно малых и средних предприятий, уже делается достаточно много. В плане субсидирования процентной ставки, в плане финансовой поддержки, субсидирования расходов тоже есть определенные программы, которые уже действуют. Но остается очень большой блок, связанный с законодательной сферой, с налоговым администрированием, с валютным законодательством, с таможенным регулированием. И этот блок делает и без того небольшой доступный нам рынок – в рамках тех таможенных союзов, которые у нас есть, 5% от мирового ВВП, – еще менее привлекательным. Потому что ограничения вводятся не только со стороны внешних партнеров – это нормально, когда какой-то таможенный союз пытается себя защитить, – но и внутри нашей собственной страны.