«За smart-технологии должны платить пользователи»

Проблема развития современных технологий в smart city не ограничивается изобретением и внедрением умных решений в повседневную жизнь горожан. Также важно собирать данные, анализировать, как работает тот или иной продукт, адаптировать его под потребности населения с учетом окружающих реалий, поведенческих особенностей и привычек обывателей. Если данные не собирать и не обновлять, то все, что придумано сегодня, завтра может устареть. В качестве примера я могу привести такси: совсем недавно многие из нас не могли воспользоваться услугой такси, если при себе не было наличных денег, а если была крупная купюра, то надо было искать ближайший ларек и пытаться купить себе что-нибудь абсолютно ненужное, чтобы расплатиться. При этом таксист стоял над душой, чтобы клиент не сбежал, не расплатившись. Теперь эта проблема решена: есть безналичный способ оплаты. Но инструмент по-прежнему остается несовершенным и требует доработки.

Например, если таксисты одной известной платформы не понимают, будете вы совершать поездку или нет, что они делают? Они сначала звонят пассажиру и спрашивают: «Вы поедете или нет?» Есть объективные причины, по которым поездка не может быть совершена, например пробки. Сами таксисты тоже не хотят тратить лишнее время, и у пассажира должна быть опция вызова другого такси. Пока таксист не нажал кнопку, что принял заказ, он даже не видит в программе адрес, по которому вы собираетесь ехать. То есть мы говорим о том, что бизнес вложил огромное количество денег в разработку технологии, но не продумал в этой технологии точки невозврата, которые может пройти тот, кто подключается к ней. Услуга вызова такси должна быть максимально удобной, чтобы пользователи не созванивались с таксистом, а оперативно получали автомобиль к подъезду и никому не объясняли, где надо поворачивать и как надо ехать, сколько надо платить, это все должно работать автоматически.

Несколько слов о том, что уже было сделано в локации, где работает «Химки групп». Глава администрации Новогорска внедрил несколько инновационных решений, позволяющих Новогорску конкурировать с рублево-успенским направлением. Например, в Новогорске существуют такие остановки, где можно подключить телефон или другой свой гаджет к USB и зарядить его, доступен WiFi, установлена камера, предусмотрена кнопка вызова на случай, если вдруг что-то произошло. В зимний период скамейка подогревается. В вопросах безопасности они пошли еще дальше: если ребенок выходит на зебру и не нажимает кнопку светофора, включается динамик, который громко сигнализирует и предупреждает этого ребенка, что он в опасности.

Дмитрий Котровский

Родился в 1979 г. в Москве. В 2000 г. окончил факультет «Открытые горные работы» МГГУ. Начинал карьеру в 2005 г. в компании «Росбилдинг». В 2007–2009 гг. работал в Mirax Group. С 2012 г. – вице-президент, с 2014 г. – партнер девелоперской компании «Химки групп», с 2017 г. – член президиума правления «Опоры России».

В Москве тоже проделана гигантская работа по реконструкции и обустройству улично-дорожного пространства. Установлены видеофиксаторы, которые должны заставить водителей соблюдать правила дорожного движения. Тем не менее количество ДТП в штуках, случаи травматизма и показатели смертности в результате аварий не снизились. Получается, что город провел гигантскую работу, но сам инструмент работает неэффективно. Я не отрицаю, что Москва сильно шагнула вперед и преобразилась, во многих районах сейчас появляются точки притяжения – это центральные парковые зоны, скверы и бульвары, благоустроенные набережные. Однако пока все эти рекреационные пространства обретают только зелень, бордюры, ограждения и, возможно, какое-то освещение, smart-технологии слабо задействованы.

Для придания дополнительного импульса развитию умных технологий необходимо, чтобы государство вовлекало в эту сферу бизнес. Государство не должно тратить на это бюджетные средства, деньги должны расходоваться только на масштабные проекты наподобие Крымского моста. А smart-технологии должны быть в плоскости государственно-частного партнерства, потому что мы с вами, как пользователи этих технологий, должны за них платить. Если мы не будем делать этого, они будут устаревать и давать сбои.

«Химки групп»

Девелоперская компания «Химки групп» основана в 2012 г. Акционером «Химки групп» является Алишер Усманов. Портфель проектов компании насчитывает свыше 200 000 кв. м жилой недвижимости и включает четыре комплекса бизнес-класса.

В заключение расскажу еще об одной особенности нашей страны – о низком уровне диджитализации россиян. Последние восемь лет я занимался исключительно жильем бизнес-класса. Казалось бы, такую недвижимость покупают люди с достатком, как правило, все они имеют хорошее образование, привыкли к комфорту, удобным и функциональным вещам. При продаже квартиры мы объясняем клиентам, как через приложение подключать поворотную камеру, чтобы иметь возможность следить, чем занимаются дети во дворе, как автоматически открывается форточка для проветривания помещения и проч. Но на практике оказывается, что те, кто вкладывает большие деньги при ремонте квартиры, оснащая помещение smart-решениями, и имеет доступ к таким технологиям, почти ими не пользуются. То есть все это делается, чтобы просто показать, какой крутой ремонт и технически оснащенная квартира, а в обыденной жизни привычка одерживает верх.