Патенты теряют иммунитет

Я считаю наше антимонопольное законодательство совершенным с точки зрения барьеров, препятствующих монополизации рынков. Но есть одна проблема, о которой мы давно говорим и которая в условиях цифровой экономики приобретает новое звучание, – это антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности. Нельзя не решить эту проблему, нельзя сохранять такое исключение из общего правила для крупных IT-компаний и правообладателей.

Цифровые технологии привели к появлению новых рынков, которые стремительно формируются, развиваются и привлекают капитал. Их монополизация происходит в сфере не материального производства, а интеллектуальной собственности.

Не обладая никакой материальной собственностью, можно контролировать целые рынки. Поэтому необходимо установить правильное соотношение антимонопольного законодательства и об интеллектуальных правах, определить эффективный антимонопольный инструмент для этих рынков и механизм его использования.

Сергей Пузыревский

Окончил Московскую государственную юридическую академию.
С 2004 г. – заместитель начальника, начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.
С 2008 г. – начальник правового управления ФАС.
Со 2 октября 2015 г. – замруководителя ФАС.

Сейчас рынки монетизируются не в момент приобретения актива или совершения сделки, не в момент реализации товара, а через одну или две стадии. Если товар предоставляется на определенном этапе бесплатно, а монетизация приходит в последующем, то нужно менять подход к анализу товарных рынков. При этом если в момент сделки не происходит монетизации, то и санкции за антимонопольное нарушение, казалось бы, будут нулевыми. Но практика пошла по другому пути. Мы анализируем и последующие взаимосвязанные рынки, на которых происходит монетизация продукта. В этом направлении и нужно развивать законодательство.