Закупкам предстоит электронное объединение

Бизнес сейчас находится в ожидании перевода закупок в электронный формат. Это позволит сделать закупки прозрачными, снизить риск сговора на торгах, снизить или полностью устранить субъективность при оценке заявок, минимизировать затраты на участие в закупках, упростить выход на рынки соседних государств. Количество потенциальных поставщиков увеличится, у них будет возможность подать заявки в электронном виде в любое время суток из любого региона. Участники закупок смогут лучше контролировать сроки и этапы их проведения, а также порядок выбора победителя.

Определенные шаги на пути к электронному формату госзакупок уже были сделаны. Например, 28 мая 2017 г. президент подписал закон о ратификации протокола о правилах и процедурах регулирования госзакупок. Он предусматривает перевод конкурентных способов закупок в электронный формат: до 1 января 2018 г. в законодательство должны быть внесены необходимые изменения, а до 1 января 2019 г. – внедрены технологии, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность закупок, совместимость технологических платформ, чтобы стороны договора получили техническую возможность участвовать в закупках. Ко второй половине 2018 г. или к началу 2019 г., вероятно, будет обеспечена возможность подать заявку в электронной форме на участие в торгах.

Также поправками в 44-ФЗ (закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – «Ведомости») предлагается внедрить электронный механизм подачи заявок, состоящих из нескольких частей, для поэтапного их рассмотрения и повышения конфиденциальности участников закупок. Кроме того, предполагается автоматизация большинства процедур по этапам определения поставщика (направление заявок, формирование протоколов, проведение переторжки, направление итогового протокола). «Мегафон» уже ведет работу в этом направлении и использует автоматизированные способы контроля закупок, что позволило сократить время юридического анализа закупочной документации и процедуры закупки более чем в 4 раза.

Дмитрий Абрамов

Выпускник юридических факультетов АТиСО, СГИ, СГУ.
С 2001 по 2007 г. работал в консалтинговых и аудиторских компаниях.
В 2007 г. перешел в телекоммуникационный бизнес. Работал в МТС и МГТС.
С 2011 г. работает в головном офисе «Мегафона».

Что происходит на рынке госзакупок сейчас? Руководствуясь уже существующими международными нормами, Россия предоставляет немало привилегий в сфере закупок государствам – участникам ЕАЭС. Например, на товары и услуги, которые производятся на территории союза, не распространяются запреты на допуск иностранной продукции, ограничения допуска и специальные условия. Это способствует повышению спроса на них и укреплению их конкурентоспособности. В будущем планируется запустить единую закупочную площадку для стран СНГ. Серьезный барьер сегодня – отсутствие в некоторых странах СНГ, включая Россию, механизмов закупок полностью в электронной форме, в том числе технологически совместимых площадок и регулирования их деятельности.

Есть и положительные примеры – Казахстан стал первой страной Таможенного союза, полноценно запустившей электронные закупки по всем трем доступным способам: запрос ценовых предложений, электронный конкурс и аукцион. В Белоруссии существует пять процедур: электронный аукцион, конкурс, биржевые торги, запрос ценовых предложений и закупка у одного источника. Все они, кроме последней, проводятся в электронном формате. В российской же системе госзакупок пока реализована лишь одна процедура, проводимая полностью в электронном формате, – электронный аукцион.

На наш взгляд, перевод закупок в электронный формат и предложенные качественные изменения в сфере госзакупок помогут их участникам не только сократить время и издержки на участие в тендерах, достигнуть анонимности заявок, снизить риск сговора на торгах, но и упростят выход на рынки соседних государств.