Традиционный город продолжает развиваться

Сегодня в каждом из проектов мы должны заглянуть хотя бы на 40–50 лет вперед. Но давайте представим, как видели будущее 40–50 лет назад: человечество живет в каких-то модулях, между ними перемещаются индивидуальные летающие устройства. В 1960–1970-х гг. образ футуристического будущего в планировании был популярным, предполагалось, что традиционный город исчезнет. Что же оказалось в действительности? Отдельные «новаторские» проекты быстро морально и физически устарели, а традиционный город продолжает развиваться и адаптироваться к действительности. И давайте уж быть честными – сегодня мы вряд ли можем представить, как будем жить через 50 лет. Поэтому наши планировочные принципы должны базироваться на опыте, проверенном веками, а наши планы – быть максимально гибкими.

Город будущего – это город, в котором мы живем уже сегодня. Но мы ответственны за то, каким он будет завтра.

Необходимо следовать трем простым правилам:

– работать с уже застроенными территориями, а не строить «в полях». То есть улучшать качество городской среды, повышать сложность, расширять спектр функционального использования и др.;

Маркус Аппенцеллер

Изучал архитектуру и городское планирование в Университете Штутгарта. С 2003 г. до настоящего времени руководил многочисленными проектами в международных бюро в Германии, Нидерландах.
С 2012 г. по настоящее время – директор архбюро MLA+ (Роттердам, Нидерланды). С 2013 г. – куратор направления мастер-планирования в Университете ИТМО (Санкт-Петербург).

– строить вверх, а не вширь. Городские территории – это ценный ресурс, обеспеченный инфраструктурой, общественным транспортом, рабочими местами, и уплотнение в ключевых узлах – естественный процесс городского развития, имеющий позитивный экономический и социальный эффект;

– планировать гибкие структуры, способные к будущим изменениям. И городские территории, и здания, которые строятся сегодня, должны иметь возможность легкой трансформации под цели и задачи будущего.

Огромным ресурсом для эффективного развития и качественного преобразования современных городов выступают промышленные зоны. Речь не идет о том, чтобы полностью вынести производство за пределы городов, как раз наоборот – грамотное переоснащение позволяет сконцентрировать производство, значительно уменьшить его вредность, высвободить территории. В городах будущего не будет жесткого разделения на зоны жилья, производства, торговли. Все эти функции будут максимально переплетены. Таким мы видим преобразование серого пояса Санкт-Петербурга (а это 25–30% всей его территории). Сегодня буферные зоны между историческим центром и микрорайонной периферией могут стать лабораторией формирования нового многофункционального города.