Иностранный капитал выжидает

До 2014 г. ближневосточные инвесторы серьезно рассматривали возможности вложений в инфраструктурные проекты в России. Мы обсуждали с институциональными инвесторами подобные крупномасштабные проекты объемом в несколько сотен миллионов долларов. Фонды целенаправленно готовы были инвестировать в развитие инфраструктуры дорог и мостов. Но с введением санкций и общим геополитическим напряжением практически все иностранные инфраструктурные фонды отложили рассмотрение проектов в России.

Стратегия инвестиций в ТПУ с коммерческой составляющей – это совершенно иная инвестиционная модель, позволяющая инвестору прогнозировать сравнительно быстрый возврат вложений. Инвесторы в ТПУ – это, как правило, крупные российские девелоперы, которые, оценивая потенциал того или иного проекта, уделяют особое внимание хорошей транспортной доступности, наличию качественных коммерческих площадей, что в комплексе сможет дополнительно повысить капитализацию будущего объекта.

Сейчас иностранный капитал, который пять лет назад был готов заходить в инфраструктурные проекты, занимает выжидательную позицию. Финансовая модель инфраструктурных проектов прежде всего основывается на долгосрочных прогнозах стабильного экономического роста страны. Вложения в инфраструктуру, в дороги и мосты вернутся в среднем не раньше чем через 25 лет, в этой связи иностранным инвесторам (пенсионным фондам, страховым компаниям) приходится закладывать страновые риски.

Светлана Кара

Окончила факультет иностранных языков МГУ, имеет степень MBA, CCIM. В 2009–2012 гг. – партнер в Praedium Investment Capital. В 2006–2009 гг. отвечала за исследования в области финансовых рынков в Jones Lang LaSalle. С 2012 г. – управляющий партнер Capital Global Partners. Реализовала ряд знаковых сделок по привлечению долгового и акционерного капитала для проектов более чем на $2,5 млрд.

Но есть и положительный момент: если говорить в целом об инвесторах и секторе недвижимости, то мы видим, что европейские фонды готовы находить источники, для того чтобы профинансировать некоторые российские проекты с инфраструктурной составляющей. Мы сейчас работаем над подобным проектом, где как раз глобальный капитал готов предлагать финансирование, речь идет о сотнях миллионов долларов.

Capital Global Partners

Международная инвестиционная компания, занимающаяся управлением инвестициями, привлечением иностранного институционального капитала в Россию, организацией транзакций M&A.

Если рассматривать опыт Европы и США в привлечении инвесторов в крупномасштабные инфраструктурные проекты и, в частности, в строительство дорог, важно отметить хорошо функционирующий механизм партнерства государства и инвесторов. В США в строительстве платных дорог доля участия инвестора собственным капиталом составляет около 35%, также широко распространены механизмы передачи в аренду государственных магистралей. В Европе доля частного капитала в проекты строительства дорог может достигать 70%.