Когда технологии нужнее денег

На наш взгляд, социальные инвестиции являются более устойчивой формой существования партнерства между компанией и обществом, чем благотворительность. Поэтому мы очень сильно сосредоточены на том, чтобы развивать наши внутренние профессиональные компетенции как бизнеса, как диджитал-компании, как сотового оператора на том, чтобы создавать решения, которые будут значимо менять ситуацию в какой-то области. Из примеров это партнерство с [общественным поисковым отрядом] «Лиза Алерт». Мы пять лет назад создали горячую линию по пропавшим детям. И социальный эффект выразился в том, что волонтерские отряды «Лиза Алерт» появились в 40 регионах России. Таким образом, движение стало федеральным. Отложенный социальный эффект таков, что люди по всей России стали объединяться, для того чтобы искать пропавших стариков и детей. И в том числе искать в первые три часа, которые наиболее важны для того, чтобы найти людей живыми.

Сейчас мы анализируем социальные потребности для нашего партнера и анализируем, как бизнес, используя свои внутренние компетенции, может развивать в целом эту проблематику. Буквально в декабре мы запустили специальный сервис sms-информирования о том, что рядом с вами, в вашем городе, в вашем районе, происходит поиск и ваша помощь нужна прямо сейчас.

Он действует так: по предварительной подписке человек дает согласие на то, чтобы получать такие sms, и, если вдруг рядом с вашим домом происходит поисковая операция, вы можете просто спуститься и принять в ней участие в любом формате. Будь то технологическая помощь, будь то информирование, будь то непосредственный выезд на объект и участие в достаточно тяжелых поисковых операциях – либо в лесу, либо в подъездах, где угодно это все происходит.

Евгения Чистова

Родилась в Москве. Окончила философский факультет МГУ им. Ломоносова. Имеет более 10 лет профессионального опыта в сфере IТ-коммуникаций, управления стратегическими проектами и КСО. С 2010 г. возглавляет направление социальной ответственности ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»), занимаясь социальными инновациями на основе технологических решений.

Вот эта парадигма, что бизнес должен быть включен в расшивку социальных проблем через специальное решение, которое он может предоставлять, у нас существует довольно давно. И если говорить о денежном аспекте, то можно сказать, что запущенный пять лет назад сервис мобильных пожертвований, когда рекуррентные платежи могли списываться со счета мобильного телефона, позволил одному только фонду «Подари жизнь» собрать более 2,5 млрд руб. Это огромная сумма – как корпоративный игрок мы никогда в жизни не могли бы себе позволить дотировать какую-либо деятельность в таком объеме. Но этот пример показывает, как технологическое решение может дать серьезный и значимый эффект для всей отрасли. Понятно, что сейчас это решение уже стало довольно общеупотребимым и далеко не только «Подари жизнь» пользуется этим механизмом, но тот запуск, который произошел пять лет назад, позволил в целом переориентировать сектор благотворительности с корпоративного фокуса на частный. И постепенно все больше и больше частных пожертвований стало привлекаться именно с помощью этого механизма.

ПАО «Вымпелком»

Акционеры: 100% – в косвенном владении Veon Ltd., основные совладельцы которой – LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Михаила Кузьмичева (47,9%), Telenor (14,6%) и Stichting Administratiekantoor Mobile Telecommunications Investor (8,3%). В 2017 г. выручка по МСФО – 327,5 млрд руб., чистая прибыль (за вычетом доли меньшинства) – 7,6 млрд руб.

И другая сторона. Мне кажется крайне важным показывать возможности, которые такое социальное партнерство может дать непосредственно для повышения операционной эффективности самого бизнеса. Давайте на примерах. Компания «Вымпелком» – абсолютно клиентская компания, которая обслуживает 60 млн человек в России. О чем мы можем как профессионалы говорить? О том, что есть незакрытые и довольно привлекательные клиентские ниши, которые для бизнеса могут иметь потенциальный интерес. Например, в нашей стране 13 млн человек с ограничениями слуха. Каждый год приблизительно 45 000 человек вследствие различных обстоятельств становятся незрячими. Бизнес должен анализировать возможности, которые технологические решения могут давать для этих клиентов. Мы пошли в исследования. Посмотрели, что значит смартфон в жизни конкретно этих людей. Оказалось, что люди невидящие буквально в холодильник ходят вместе со своим смартфоном, потому что там стоит программа, которая помогает им сориентироваться, где банка с огурцами, а где с помидорами, потому что на банках есть NFC-метки. Мы понимаем, что эта категория людей – это хэвиюзеры мобильного интернета, это то, что на высококонкурентном рынке для бизнеса может быть чрезвычайно привлекательной нишей. И таким образом, инвестируя в решение для этой категории клиентов, бизнес становится более конкурентоспособным.

Текст подготовлен по выступлению на XIV ежегодной конференции «Благотворительность в России», проведенной газетой «Ведомости» 5 марта 2018 г. в Москве