Еще не все вовлечены

О приближении к КСО-идеалу. Я бы выбрала из доклада Ирины [Ефремовой-Гарт] три «идеальные» черты. Важной чертой мне представляется, что КСО – это не что-то, что компания делает дополнительно к своей основной производственной деятельности. КСО должна являться в идеальном мире и в реальном мире очень часто является неотъемлемой частью системы корпоративного управления для любой компании.

Вторая идеальная черта – чтобы социальные инвестиции, которые любая компания производит, были максимально ценны конкретно для данного региона. У компании должны быть механизмы, системы взаимодействия с заинтересованными сторонами, включая, безусловно, местное сообщество. Причем на самых разных стадиях существования любого бизнеса. То есть начиная с оценки воздействия на социальную сферу. Бизнес еще до того, как в полях что-то начать делать, может определить болевые точки для местного сообщества, в которые необходимы вложения, а корпоративные программы социальных инвестиций гарантированно будут максимально эффективными и полезными.

И третья идеальная черта, как мне кажется, – это комплексность целей социальных инвестиций.

Наталья Гончар

Родилась в 1972 г. Кандидат педагогических наук. В компании «Сахалин энерджи инвестмент компани лтд» – с 2004 г. Отвечает за КСО, взаимодействие с международными организациями, оценку социального содействия и социальные программы.

Насколько КСО для всех компаний является неотъемлемой частью корпоративного управления. Наталья [Поппель] уже говорила сегодня, что это должно быть в ДНК, я бы сказала, flesh and blood. И не только у высшего менеджмента, потому что у высшего менеджмента у многих компаний-лидеров с этим как раз [все в порядке]... Важно, чтобы это касалось и среднего менеджмента, и каждого сотрудника. Например, чтобы ни одно инженерное решение не принималось без обязательного рассмотрения экологических и социальных аспектов. Не потому, что завтра придет большой начальник и тебя накажет, а потому, что ты по-другому не можешь. Вот что для этого нужно? Мне кажется, нужна общая культура КСО. Когда в эту общую культуру вовлечено все общество, а не только эксперты КСО, которые ходят и рассказывают: «Это правильно, это неправильно, давайте на это обратим внимание».

Sakhalin Energy Investment Company Ltd.

Нефтегазовая компания. Оператор проекта «Сахалин-2». Совладельцы: «Газпром» (50% плюс 1 акция), Royal Dutch Shell (27,5% минус 1 акция) и др. Выручка по МСФО в 2017 г. – $5,4 млрд, прибыль – $1,5 млрд. Производство СПГ в 2017 г. – 11,49 млн т, добыча нефти – 4,17 млн т, конденсата – 1,64 млн т.

Что касается взаимодействия с заинтересованными сторонами, здесь, мне кажется, достаточно все благополучно в целом по сектору. Известны механизмы, начиная от оценки социального воздействия и заканчивая внутренней оценкой, которую компания делает в своих социальных программах. Привлечение внешней оценки. Мы каждые два года привлекаем внешних экспертов для оценки своих социальных программ. Вот не страшно, и страданий, честно, никаких не испытываю. Каждый раз они что-то находят, и мы, естественно, получаем рекомендации.

Комплексность целей. Здесь все очень просто и очень сложно. Есть компании-лидеры, которые четко понимают, что мы делаем, для чего и какой хотим иметь конечный результат. Но в России есть, как мне кажется, целый сектор, который очень мало пока охвачен [корпоративной социальной ответственностью], – я имею в виду малый и средний бизнес. Понятно, что одной линейкой мерить крупные корпорации, где целый штат сотрудников, который этим занимается, и малый и средний бизнес сложно. Но если уж мы говорим о создании общей корпоративной культуры в стране, думаю, мы должны прийти к тому, что это должно быть у каждой компании вне зависимости от отрасли, количества сотрудников, размера бюджета на разные социальные программы.

Текст подготовлен по выступлению на XIV ежегодной конференции «Благотворительность в России», проведенной газетой «Ведомости» 5 марта 2018 г. в Москве