92 млрд рублей за год

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации [на период до 2025 г.] – документ, который был принят в 2017 г. на основе уже проводимой правительством работы по снижению негативного воздействия на окружающую среду, и в нем утверждены цели и ориентиры, куда мы двигаемся.

Подготовке стратегии предшествовала и очень большая работа на законодательном уровне, и использование уже действующих механизмов. Так, например, в части, касающейся ликвидации накопленного ущерба, так называемых горячих точек, которые образовались от прошлой хозяйственной деятельности в период индустриализации Советского Союза (тогда подходы к экологии были иные и т. д.), сегодня ситуация кардинально изменилась. С 2012 г. мы планомерно на основании решений правительства такие объекты ликвидируем, с участием субъектов РФ в том числе. С 2012 по 2018 г. более 4,5 млн т отходов прошлой хозяйственной деятельности было убрано в Российской Федерации. Особое внимание мы уделяли наиболее уязвимой арктической зоне.

Вы знаете, что поэтапно вступают в силу положения так называемого закона о наилучших доступных технологиях («О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 219-ФЗ» от 21.07.2014. – «Ведомости»). Но прошедший 2017 год, который был объявлен годом экологии, стал временем, когда мы консолидировали усилия и бизнеса, и органов власти, направленные на внедрение технологий, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду. Все это происходило в рамках соглашений, заключенных между Министерством природных ресурсов и экологии, Росприроднадзором и конкретными компаниями. Сумма вложений в эти природоохранные мероприятия, в модернизацию составила порядка 160 млрд руб. И примерно 167 мероприятий подобного рода мы выполнили на территории страны в тех проблемных местах, где действительно требуется и снижение негативного воздействия на окружающую среду, и улучшение условий проживания граждан в этих регионах. Затраты только в 2017 г. составили около 92 млрд руб., остальные мероприятия мы планируем завершить до 2025 г.

Как вы знаете, с 2016 г. мы стимулируем внедрение наилучших доступных технологий, в частности, для компаний, которые имеют инвестиционные программы, направленные на [экологическую] модернизацию, снижается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас мы переходим в активную стадию подготовки программ производственно-экологического контроля, утверждены требования к содержанию таких программ.

Мы определили 300 предприятий, на которые суммарно приходится примерно 60% сброса и выбросов вредных веществ. Компании установят себе сроки (в зависимости, конечно, от тех сроков, которые уже установлены в законе [изменения в закон «Об охране окружающей среды»], – это 2022 г.), в которые будут переходить на наилучшие доступные технологи и поэтапно их внедрять. Это будет осуществляться через программы производственно-технологического контроля, через получение комплексных экологических разрешений, программы повышения экологической эффективности. Я лишь хочу призвать еще раз компании не затягивать с этим, все для этого уже есть. К этому процессу присоединятся остальные компании помимо этих 300. Но закон установил формирование реестра объектов негативного воздействия, реестр сформирован, на учете стоит более 250 000 объектов. От всех компаний мы ждем, конечно, какого-то отклика, связанного с внедрением технологий.

Мы, конечно, не ограничиваемся только этим направлением и понимаем, что необходимо развивать и надзорные функции, и нормирование, которое также обеспечивает дополнительное снижение нагрузки на окружающую среду. Сейчас готовятся предложения по внедрению в определенных регионах планов по снижению негативного воздействия в крупных городах. В связи с посланием президента мы дорабатываем наши законодательные инициативы, чтобы мы могли с участием всех заинтересованных сторон – субъектов Российской Федерации прежде всего, потому что на них лежит очень большая нагрузка, органов власти, надзорных органов – такие планы утверждать на уровне правительства, глав регионов и т. д.

Естественно, огромным пластом нашей работы является в том числе – и в стратегии это написано – создание условий для сохранения и восстановления биоразнообразия нашей страны. Я коротко скажу лишь, что в 2017 г., который был годом экологии и особо охраняемых природных территорий, мы увеличили площадь этих территорий почти на 7 млн га. Огромное спасибо, конечно, хотелось бы сказать и компаниям – мы видим, что они участвуют в этом процессе, финансируют мероприятия по восстановлению водных, биологических ресурсов, берут под свое крыло редкие и исчезающие виды животных.

Мы будем стремиться достичь целей, определенных стратегией, в возможно короткое время, которое нам на это отведено.

Текст подготовлен по выступлению на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве