«Шаг за шагом затыкать законодательные дыры»

У Министерства промышленности была своя роль, которую нам достаточно неожиданно вписали где-то четыре года назад: разработка справочников и вообще технологическая компонента, меры поддержки предприятий и т. д.

План по разработке и утверждению справочников НДТ [наилучшие доступные технологии], которых насчитывается 51 штука, выполнен – все эти справочники будут утверждены.

Для нас это был сложный проект, потому что каждый такой справочник – это сложная переговорная история с учетом интересов всех игроков, с вовлечением бизнеса – большое спасибо РСПП и другим деловым ассоциациям, а также крупным компаниям. И мы сейчас уже готовим поправки к первой волне справочников 2014 г., потому что, пока шла работа, отношение к тому, что такое справочник НДТ, как он должен выглядеть, довольно сильно менялось.

В рамках года экологии мы создали Центр экологической промышленной политики при Минпроме [ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики»], который занимается сведением позиций бизнеса, природоохранителей, общественности и т. д. То есть инфраструктурно эта штука вся готова, на 2018 г. у нас основная задача – завершение перечня оборудования и технологий, которые попадают под различные льготы (типа ускоренной амортизации и проч.).

Первый такой перечень был утвержден в прошлом году и связан с первой волной справочников, там было порядка 300 позиций. Второй перечень из 500 позиций оборудования мы внесли в правительство неделю назад (конференция проходила 4 апреля. – «Ведомости»), а третий перечень, самый полный, по всем трем волнам справочников – это будет порядка 1000 позиций – мы планируем внести до конца года.

То есть те нормы законодательства, которые позволяют предприятиям принимать преференции с начала 2019 г., уже все будут готовы, в принципе, можно пользоваться.

Василий Осьмаков

Родился в 1983 г. в Москве. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «востоковед, африканист, переводчик с арабского языка», аспирантуру Государственного университета управления. Кандидат экономических наук. Доцент Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Сертифицированный директор проектов (IPMA Level A). С 2004 по 2008 г. работал в Минпромэнерго – занимал должности от главного специалиста до начальника отдела стратегического планирования и научно-исследовательских работ департамента экономического анализа и перспективного планирования. В 2008–2012 гг. – помощник министра промышленности и торговли РФ, советник министра. С 2012 по 2016 г. возглавлял департамент стратегического развития и проектного управления Минпромторга. Заместителем министра промышленности и торговли назначен 31 августа 2016 г.

Что касается горячей дискуссии между коллегами на тему, что готово, что не готово...

Конечно, дыр много – и законодательных, и технических. Я на следующей неделе на совещании ставлю проблематику датчиков-счетчиков, потому что законодательные поправки сейчас будут приняты, но остаются вопросы правоприменительного характера. Есть проблема, кто в стране может производить такого рода приборы учета или, например, кто не может, а, по идее, должен в обязательном порядке производить. Взгляд Минпрома относительно технологий и оборудования таков, что они должны быть российскими. Как я сказал, мы сейчас анализируем уже разработанные справочники и готовим поправки – так вот мы хотим, чтобы они базировались на требованиях локализации в соответствии с достаточно известным 719-м постановлением [правительства РФ от 17.07.2015 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ»]. По предварительным оценкам, которые делались примерно год назад, НДТ – это как минимум 8–9 трлн руб. необходимых инвестиций в промышленность. С оценкой можно спорить, но других нет, поэтому мы исходим из нее. Понятно, что это большой рынок и это возможность воспользоваться им в интересах промышленности. Мы уже сделали ведомственный проект по развитию экологического машиностроения (котлы, счетчики, датчики, фильтры и т. п.) и даже начали финансировать отдельные проекты НИОКР по разработке оборудования, соответствующего наилучшим доступным технологиям.

В целом у Минпрома роль достаточно конкретная и с измеримыми KPI: сделать 51 справочник – сделали; выпустить перечень технологического оборудования, которое попадает под преференции, – выпустили, и т. д.

Однако подходы, связанные с применением наилучших доступных технологий, мягко говоря, не очень свойственны российскому законодательству, правовой культуре, культуре администрирования решений. Потому что НДТ – это штука контрактная, это история про то, чтобы всем сторонам процесса научиться договариваться, согласовывать.

Сейчас вообще будут происходить интересные вещи – комплексные экологические разрешения, согласование экологических программ [предприятий]. Центр экологической промышленной политики, который возглавляет Дмитрий Скобелев, проводил пилотные игры в регионах, чтобы посмотреть, как все это будет работать, [и вывод –] проблем будет очень много, стопроцентно.

Мы приходим к практике правоприменения того, что разрабатывали. Надо просто вовремя реагировать, быстро принимать поправки – которые понадобятся – в нормативную часть, в нормальном взаимодействии решать проблемы и шаг за шагом затыкать законодательные дыры.

Текст подготовлен по выступлению на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве