Экология – уже не налог, а выгодная инвестиция

Сегодня быть зеленым – не только тренд, но и экономически оправданная стратегия для бизнеса. Даже если большинство компаний пока преимущественно сосредоточено на совокупном доходе акционеров, последовательный план устойчивого развития должен стать частью бизнес-стратегии каждой организации. Благодаря продуманной деятельности в сфере экологии компания может не только улучшить свои операционные показатели, но и упрочить репутацию среди мировых инвесторов и клиентов, а также повысить привлекательность как работодателя, в том числе для особо востребованных сегодня digital natives, а также поколений Y и Z, известных своей приверженностью зеленым ценностям.

Полный спектр экономического, социального и экологического воздействия, как позитивного, так и негативного, которое компания оказывает своей деятельностью, мы обозначаем как total societal impact (TSI), или совокупный системный эффект. Фокус на TSI означает интеграцию социальных и экологических целей в реальную работу бизнеса: цепочки поставок, разработка продукта и производственные процессы, а также каналы распространения.

Приведем пример. Что общего у шоколада с решением некоторых из важнейших мировых проблем? Больше, чем может показаться на первый взгляд. Рассмотрим Mars Incorporated. В то время как его конкуренты обеспокоены наличием какао, Mars уверен в стабильной и надежной поставке урожая в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что компания сотрудничает с некоммерческими агентствами, которые сертифицируют мелкие какао-фермы по всему миру. Эти агентства гарантируют, что у фермеров будут хорошие урожаи и они получат премиальную цену за свое какао. Агентства также обеспечивают соблюдение прав человека и защиту окружающей среды. Эти партнерские отношения выигрышны для всех: для мелких фермерских сообществ, для окружающей среды и для компании Mars, поскольку смягчают ключевой риск в цепочке поставок. Цель компании – к 2020 г. довести уровень сертифицированных поставок какао до 100%. Подход Mars воплощает в жизнь то, что мы называем TSI.

Владислав Бутенко

Родился в 1969 г. в Одессе. Получил степень магистра в Московском институте радиотехники, электроники и в Высшей национальной школе телекоммуникаций в Париже. Профессиональную карьеру начал в General Electric Health Care в 1995 г. как инженер-исследователь (Версаль (Франция) / Милуоки (США). С 1999 г. – в «BCG Париж», в которой до 2006 г. прошел путь от консультанта до партнера. В 2006–2009 гг. возглавлял московский офис BCG. В 2013 г. – старший партнер BCG, московский офис. В 2016 г. – председатель «BCG Россия», член европейского комитета BCG по инвестициям и вознаграждениям.

Исследование BCG, проведенное среди более чем 300 компаний мирa, выявило взаимосвязь между достижением целей устойчивого развития и повышением эффективности работы компании, в том числе улучшением таких финансовых показателей, как стоимость акций на фондовом рынке и величина маржи. Так, стоимость акций ведущих компаний нефтегазового сектора, проводящих активную политику по снижению воздействия на биоразнообразие, воду и экологию, оказалась на 19% выше, чем у тех игроков сектора, которые ограничиваются умеренными мерами. Акционерная стоимость компаний, активно проводящих проекты TSI, в долгосрочной перспективе выше, чем у тех, кто этим не занимается.

Крупные инвесторы с большей вероятностью профинансируют зеленые проекты при прочих равных условиях. 75% из опрошенных BCG инвесторов заявили, что ожидают повышения уровня доходов и эффективности организации, если она последовательно работает в области TSI. Многие инвесторы включают TSI в ключевые критерии для принятия решений. Например, норвежский государственный инвестиционный фонд более чем с $1 трлн под управлением, в том числе $5 млрд в акциях и облигациях свыше 50 российских компаний, создал черный список компаний, запрещенных для инвестирования по причине «нанесения существенного вреда окружающей среде». В черном списке оказалась 21 организация, включая ведущий корейский металлургический холдинг Posco и австралийскую горнодобывающую компанию Rio Tinto.

Нам также известно о таких случаях, когда инвесторы значительно и даже вдвое снижали оценочную стоимость компании по причине экологических рисков.

The Boston Consulting Group, Inc. (BCG)

Услуги в области управленческого консалтинга. Совладельцы – сотрудники компании. Выручка (2017 г.) – $6,3 млрд. Основана в 1963 г. Брюсом Хендерсоном. У компании более 90 офисов в 50 странах, головной – в Бостоне (США). В 1994 г. открыт офис в Москве.

Еще один довод в пользу TSI – привлекательность или непривлекательность компании в глазах клиентов. В тренде – быть прозрачным и зеленым. Причем это характерно для российского рынка так же, как и для международных, куда стремятся экспортировать свою продукцию многие отечественные производители. Международные клиенты будут охотнее покупать у зеленой компании, но не у той, которая известна с не самой лучшей стороны в области экологической безопасности.

Наконец, продуманное внедрение TSI поможет снизить масштабные потенциальные риски (например, число несчастных случаев на производстве), влияющие кардинальным образом на само существование компании.

Современным успешным российским компаниям необходимо найти свою модель TSI. Полностью учитывая TSI в стратегиях, российские компании смогут открывать для себя новые рынки, стимулировать инновации, снижать издержки и риски в цепочке поставок, укреплять свои бренды и поддерживать премиальные цены, привлекать и удерживать лучшие таланты и успешно конкурировать за глобальных клиентов и инвесторов.

Статья подготовлена специально для «Ведомости. Форум»