Успех реформы зависит от участников рынка

В конце января была принята разработанная Минпромторгом Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. В этом документе мы предложили не только решение задачи по переработке отходов, но и развитие всех сопутствующих механизмов, выстроив их иерархически. Прежде всего – максимальное использование добываемого сырья, предотвращение и снижение образования отходов, вовлечение отходов в производство, утилизация образовавшихся отходов. И на самом последнем месте – захоронение отходов.

Стратегией определены две основные цели. Первая – снижение захоронений практически до нуля. И как следствие – максимальное вовлечение отходов в производственный процесс. Вторая задача – создание машиностроительной технологической базы, причем с упором на возможность увеличить экспорт этой продукции.

По данным Минприроды, ежегодно в России образуется около 5,4 млрд т отходов всех видов. Однако только 400 млн т требуют особых условий для промышленной переработки. Для промышленных отходов возврат во вторичный оборот значительно выше, чем для ТКО [твердых коммунальных отходов], но и здесь порядка 50% отходов все еще требует дополнительных мощностей, дополнительных операций, дополнительного нормативного регулирования, чтобы увеличить их вовлечение.

Роман Куприн

Окончил Московский открытый государственный университет. В 1999–2000 гг. работал в инвесткомпании «Атон». Был редактором «Коммерсант-XXI». В 2002–2004 гг. – советник первого заместителя министра экономического развития и торговли, в 2004–2006 гг. – советник президента фонда «Центр стратегических разработок». В 2006–2007 гг. – начальник отдела в НП «Национальная лига управляющих», начальник отдела в ГУП Москвы «Регионстройинвест». В 2007–2010 гг. – генеральный директор ООО «Регион-форум». В 2010–2015 гг. – директор по инновационному развитию ООО «СМ Про». В 2015–2016 гг. возглавлял отдел развития промышленности стройматериалов департамента металлургии и материалов Минпромторга. С 2016 г. – заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга.

Кроме того, у нас сегодня накоплено примерно 30–40 млрд т отходов, включая промышленные. И это тоже требует дополнительной работы. К сожалению, мы не можем назвать точные цифры как образующихся отходов, так и отходов, которые накоплены. Статистика – это тоже одна из проблем, которую мы выявили в ходе подготовки стратегии и анализа отрасли. Сейчас мы разрабатываем план по реализации стратегии, и одним из пунктов является как раз совершенствование системы статистического учета в области переработки отходов и образования отходов.

Одной из целей стратегии является доведение уровня утилизации и обезвреживания всех видов отходов к 2030 г. до 85%. Другим целевым показателем является уровень локализации оборудования. Но мы также рассматриваем это и как возможность роста экспортного потенциала отрасли. Сейчас некоторые страны проявляют заинтересованность в приобретении российского оборудования. Например, в прошлом месяце завершился визит узбекской делегации для изучения наших возможностей. Сформирована рабочая группа по вопросу поставки оборудования индийской стороне. Я думаю, что в дальнейшем мы сможем развить это направление.

Одним из главных элементов вовлечения отходов во вторичный оборот является система экотехнопарков – функционально связанных предприятий, осуществляющих обработку и утилизацию отходов с выпуском из них конечной продукции или вторичного сырья. Именно реализация этих товаров должна стать основным источником возврата инвестиций в экотехнопарки. Предполагается, что экотехнопарки у нас будут создаваться с учетом региональной специфики и нацелены в первую очередь на переработку не отходов потребления, а производственных отходов. В дальнейшем мы планируем за счет размещения в том числе и научной экологической базы в экотехнопарках этот опыт реплицировать на другие регионы и на другие системы обращения с отходами.

В стране уже существуют производственные мощности, которые можно рассматривать как центры создания экотехнопарков. Самый, наверное, яркий пример – «Буматика» в Перми. Уже несколько регионов заявили о готовности участвовать в пилотных проектах по развитию экотехнопарков. Мы собираемся это включить в план мероприятий, до 2030 г. думаем создать 70 таких экотехнопарков. Термин «экотехнопарк» мы планируем ввести как определение в закон о промышленной политике. Мы уже получили ряд замечаний от ФОИВов и отраслевого сообщества.

Второй важный элемент, за счет которого мы собираемся развивать систему вовлечения отходов во вторичное производство, – введение и наделение особыми свойствами термина «вторичные ресурсы», которого сейчас нет в законодательстве. Фактически любое обращение вторичных ресурсов, полученных из отходов, регулируется законом «Об отходах производства и потребления» [89-ФЗ от 24.06.1998]. Соответственно, уравнивание этих двух понятий существенно тормозит развитие отрасли. Мы в настоящий момент отрабатываем изменения в 89-ФЗ. В первую очередь они касаются нормативного закрепления понятия вторичных ресурсов.

Конечно, ожидать, что все отходы удастся полностью вовлечь в производство даже до 2030 г., нереально. Наиболее успешные по вовлечению во вторичный оборот страны шли к этой цели десятки лет. Мы же ставим аналогичные цели на период чуть более 10 лет. Чтобы достичь показателей стратегии, нам нужно фактически профинансировать и создать новую для страны отрасль. А также создать и развить машиностроительные мощности по производству для нее оборудования.

Во всех странах, добившихся успехов в мусоропереработке, именно производители-импортеры отвечают за утилизацию отходов от своих товаров. Государство не берет на себя ответственность в этой сфере. Но в случае если производители или импортеры не утилизировали свои товары в указанном объеме или в указанные сроки, их штрафуют. При этом обязательств утилизировать товар с них никто не снимает.

У нас же действует система экологического платежа, который большинство производителей воспринимают как налоговую меру (хотя на самом деле она не является ни налоговой, ни тарифной): заплатить государству, а дальше необходимость утилизировать эти отходы, которая возникает после утраты их товарами и упаковкой потребительских свойств, уже не возникает. Но даже от этого экологического платежа стараются увернуться. Из 6 млрд руб., которые были рассчитаны в прошлом году исходя из 100%-ной уплаты экологического сбора, было выплачено чуть более 1 млрд руб. В основном этот вопрос был решен путем просто покупки справок о том, что другая компания выполнила этот норматив утилизации. Кроме этого в предыдущей редакции 89-ФЗ очень размыт порядок использования средств, поступивших от уплаты экологического сбора. Мы ограничили сферу расходования экологического сбора созданием мощностей для обработки и утилизации отходов.

Исполнять мероприятия стратегии будет не один Минпромторг. Большая часть мероприятий предусмотрена в рамках деятельности других министерств и ведомств, регионов и муниципалитетов. Главным же субъектом отрасли по переработке отходов остаются сами предприятия. Именно от участников рынка зависит успех реформы. План мероприятий по реализации стратегии правительство поручило разработать и внести на рассмотрение в шестимесячный срок. В марте мы создали рабочую группу и предложили первый вариант.

Текст подготовлен по выступлению на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве