На борьбу с абсурдом уходят годы

Россия ежегодно производит совершенно сумасшедшие объемы отходов, но 90% из них составляет то, что нигде в других странах отходами не является, а именно – вскрышные и вмещающие породы. Это ставит Российскую Федерацию в неравное положение с другими государствами. Нас начинают воспринимать как глобального экологического загрязнителя, как страну, которая не заботится об окружающей среде, что не только портит наш имидж, но и создает определенные препятствия, в том числе и в экономической жизни. Наши предприятия рассматриваются как предприятия грязные, а в нынешних условиях это чревато и введением разных ограничительных мер.

Различные подходы, которые сегодня реализуются для исправления ситуации, в первую очередь осуществляются на площадках наших профильных министерств: Минприроды, Минэнергетики, Минпрома. Большой шаг был сделан в этом году, когда после четырех лет обсуждения наконец появился проект федерального закона, снимающий запрет на использование золошлаковых отходов для целей рекультивации земельных участков и ликвидации горных выработок (речь идет и о подземных, и об открытых горных выработках. – «Ведомости»).

Три года уже разрешено использовать вскрышные и вмещающие породы 4-го и 5-го классов опасности, а также отходы металлургического производства для ликвидации горных выработок. Однако в то же время мы имеем ежегодно производимые примерно 30 млн т и накопленные в размере порядка 2 млрд т золошлаковые отходы тоже 4-го и 5-го классов опасности, которые законодательство не позволяет использовать для указанных целей. Что получается? Добывая полезные ископаемые открытым способом, мы копаем яму. Чтобы эту яму ликвидировать, мы частично можем использовать вскрышные и вмещающие породы, но, поскольку полезное ископаемое мы оттуда изъяли, целиком заполнить яму этими породами не можем. И мы начинаем копать другую яму, чтобы и достать ископаемые, и осуществить засыпку. Возникает эффект самораскручивающейся спирали, когда чем больше мы занимаемся рекультивацией, тем больше копаем новых ям, а следовательно, увеличиваем количество объектов, которые необходимо рекультивировать.

Максим Довгялло

Окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана, Институт переподготовки и повышения квалификации финансовой академии при правительстве РФ, прошел программу подготовки высшего уровня резерва управленческих кадров в РАНХиГС. Работал в банковской сфере, финансовых подразделениях крупных компаний («Роспром», НК «ЮКОС»), возглавлял направление «Кредитование коммерческой недвижимости» фонда «Институт экономики города». В 2002–2004 гг. – начальник управления корпоративного взаимодействия в СУЭК и группе МДМ, затем отдела корпоративного взаимодействия и контроля СУЭК. Советник гендиректора СУЭК с 2006 г.

Очень хорошо, что в прошлом году позиция бизнеса, который неоднократно указывал на абсурдность ситуации, была услышана. Был подготовлен проект федерального закона. Его автором и инициатором, к сожалению, выступило не Минприроды, а Минэнерго. Законопроект был согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти, прошел согласование в Минюсте. А затем был остановлен администрацией президента на том основании, что недостаточно комплексно решал проблему. Аргументация администрации была такова: «Да, вы правильно ставите вопрос, что необходимо вовлекать эти виды отходов в экономический оборот. Но вы ставите проблему недостаточно амбициозно. Необходимо кардинально пересматривать законодательство. Необходимо кардинально решать проблему, в том числе с выведением из-под понятия отходов вскрышных и вмещающих пород. Поскольку, если мы их используем для целей ликвидации [горных выработок], какие же это отходы? Они же не размещаются, а используются как инструмент, чтобы устранить экологический ущерб». Вопрос был возвращен на доработку.

АО «СУЭК»

Угольный холдинг. Основной бенефициар – Андрей Мельниченко (контролирует 92,2%). Выручка по МСФО в 2017 г. – $5,7 млрд, чистая прибыль – $657 млн. Добыча угля (2017 г.) – 107,8 млн т.

В марте наконец была достигнута договоренность с администрацией президента. Была согласована финальная версия законопроекта, которая предоставляет право на использование отходов золошлаковых, вскрышных и вмещающих пород, а также отходов обогащения угля и руды 4-го и 5-го классов опасности для ликвидации горных выработок и для рекультивации нарушенных земельных участков, что существенно расширяет инструментарий.

В настоящее время идет финальная вычитка документа. Согласование по нему получено от всех профильных ведомств. Мы рассчитываем, что на следующей неделе он будет направлен в правительство от Минэнерго. И очень надеемся, что этот действительно многострадальный законопроект будет принят в ближайшее время, лучше всего – в весеннюю [парламентскую] сессию.

Текст подготовлен по выступлению на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве