Бессмысленная плата

Напомню о том, что отходы 1-го и 2-го классов опасности наиболее токсичны, наиболее легко переносятся из одной среды в другую, дольше всего остаются в неизменном виде в компонентах окружающей среды. И именно по этим классам опасности никаких управленческих решений 15, по-моему, лет не предпринималось.

Сейчас государство практически не участвует в организации удаления этих промотходов, не стимулирует более полное использование сырья, предотвращение образования отходов и возврат в хозяйственный оборот. «Росатом» и Минприроды обратилась к президенту с предложением создать федерального оператора по обращению с отходами 1-го и 2-го классов опасности. Есть предприятия, которые не хотят заниматься этими отходами, учитывая, что их у них образуется несколько десятков килограммов за год. И готовы были бы работать с крупным игроком, который будет на понятных условиях собирать отходы, транспортировать, перерабатывать, захоранивать. Сейчас к согласованию этого законопроекта, который находится на рассмотрении ФОИВов, подключился Минпромторг – надеюсь, что он подойдет к проблеме достаточно внятно.

В России отсутствует достоверная информации об объемах образования в обращении с промотходами как в территориальном, так и в отраслевом разрезе. Никто не знает, сколько образуется отходов, куда они деваются, формы статотчетности позволяют искажать эту информацию, а на то, чтобы перепроверить отчеты предприятий, у органов контроля и надзора нет ни сил, ни полномочий.

Ринат Гизатулин

Окончил Пермский государственный университет. Кандидат исторических наук. С 2004 г. работал в Минприроды, в 2011–2015 гг. – заместитель министра. В 2016–2017 гг. – вице-президент «Алросы», с мая 2017 г. – заместитель генерального директора «Уралхима», советник гендиректора «Уралкалия».

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, за размещение отходов именно 1-го и 2-го классов опасности, на мой взгляд, бессмысленна. Она ни к чему не стимулирует, ни к чему не побуждает и с точки зрения экономики предприятия является неким неналоговым платежом. Мы считаем, что необходимо вообще в корне пересмотреть плату за негативное воздействие и не повышать ее. Либо пусть бы государство пересмотрело подход, сделав ее тем или иным стимулирующим налоговым платежом, и объяснило нам, что с этой группой отходов необходимо делать.

К сожалению, с точки зрения экономики нам выгоднее размещать промотходы на полигонах, чем вовлекать их в оборот. В том числе и потому, что по некоторым видам отходов никаких технологий в мире не существует. И какие бы планы Минпромторг ни написал, какое бы оборудование мы ни попытались сюда привезти, есть виды отходов, которые могут только захораниваться. Именно поэтому в той же Америке свыше 60% таких отходов захоранивают в глубоких горизонтах.

АО «ОХК «Уралхим»

Акционеры (данные компании на 31 декабря 2015 г.): UralChem Holding P.L.C. (99,9999%) и CI-Chemical Invest Limited (0,0001%), бенефициары – Дмитрий Мазепин (95%) и менеджмент (5%). Выручка по РСБУ в 2016 г. – 59,9 млрд руб.

Очень важный вопрос – регулирование захоронения промотходов в недрах. Для всей нашей отрасли это актуально в части, например, закачек сточных вод – у нас есть определенные сточные воды, значительные по объему, которые абсолютно соответствуют по качеству той воде, которая протекает в недрах. Но мы, исходя из требований законодательства, сбрасываем в пресные водные объекты – речку Кама, Волга и проч. – и платим за это. То же самое касается опасных отходов. Есть виды отходов, которые безопаснее и эффективнее захоранивать на глубинах свыше 2 км. К сожалению, процедура такова, что нормальный бизнес это делать не может – просто никогда на это лицензию не получит, хотя законом предусмотрены возможные нормы.

Текст подготовлен по выступлению на конференции «Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России», проведенной газетой «Ведомости» 4 апреля 2018 г. в Москве