Эндрю Маккензи: «Чтобы решить задачу, надо ее упростить»

Как гендиректор BHP Billiton Эндрю Маккензи собирается решать проблемы мирового горно-рудного гиганта
Эндрю Маккензи, генеральный директор BHP Billiton/ C.Cottgens/ Bloomberg

Время заоблачных высот прошло и, чтобы взлететь в будущем вновь, нужно освободиться от балласта, считает Эндрю Маккензи. Он из когорты топ-менеджеров, которые пытаются успокоить акционеров, сокращая неоправданно раздутые расходы и обещая увеличение выплат дивидендов. Его цель кардинально отличается от того, что требовалось от предшественника – Мариуса Клопперса, получившего бразды правления BHP Billiton в преддверии финансового кризиса, осенью 2007 г. Задачей Клопперса было проведение крупнейших сделок для повышения долгосрочной стоимости компании.

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

При Клопперсе шли рискованные многомиллиардные сделки: битва за Potash Corp. и Rio Tinto, покупка сланцевого газа у Petrohawk Energy Corp. и Chesapeake Energy Corp. Маккензи намерен избавиться от некоторых активов, которые появились с 2001 г., после слияния австралийской BHP и британской Billiton и создания мирового горнорудного гиганта.

Производительность и дисциплина капитала – это именно то, что близко моему сердцу, и то, к чему у меня есть настоящая страсть, заявлял Маккензи при назначении на должность генерального директора BHP Billiton в середине 2013 г. Крупнейшая реорганизация, о которой было объявлено уже при Маккензи, должна завершиться летом этого года: BHP Billiton планирует выделить часть активов в дочернюю структуру South32. Ей отойдут алюминиевые и марганцевые активы, никелевый рудник Cerro Matoso, серебряный рудник Cannington и некоторые угольные шахты в Австралии и Южной Африке. Реструктуризация BHP Billiton позволит увеличить рентабельность, уверен ее гендиректор. В South32 будут переданы активы, расположенные в Австралии и Южной Африке, первичный листинг бумаг пройдет на австралийской бирже ASE, вторичный – на бирже JSE в Йоханнесбурге.

Решение о разделении бизнесов позволит выполнить план по экономии на $4 млрд в год к 2016–2017 финансовому году, поясняет Маккензи. В 2015 г. BHP Billiton намерена сократить капитальные затраты по финансовому году на 15% до $12,6 млрд, в 2016 г. – до $10,8 млрд. Избавление от некоторых активов увеличит денежный поток и доходность инвестиций, уверен Маккензи.

Крупнейшие сделки BHP Billiton за 10 лет

2005
Поглощение Western Mining Corporation (добыча цинка, никеля, меди), стоимость поглощения – $7,2 млрд.
2006
В июне BHP Billiton продала свою долю в Australian Coal Bed Methane за $68,7 млн. В ноябре того же года BHP Billiton объявила о покупке компании Genghis Khan Oil and Gas Development совместно с Hess Corporation и Repsol YPF. Общая сумма сделки составила $1,35 млрд, доля BHP Billiton – $594 млн.
2011
Покупка за $4,8 млрд компании Fayetteville USA (занимается разработкой месторождений сланцевого газа) у Chesapeake Energy Corporation’s Fayetteville USA.
2011
Поглощение за $15,1 млрд Petrohawk Energy Corporation.
2012
BHP Billiton объявила о продаже своего алмазного бизнеса (в частности, канадского рудника Ekati) компании Dominion Diamond Corporation (бывшая Harry Winston Diamond Mines Ltd.) за $553 млн.
2013
Компания инвестировала $2,6 млрд в проект по добыче калия на руднике Янсен в Канаде.
2014
BHP Billiton объявила о намерении выделить часть своих активов в новую компанию South32, процесс должен завершиться в этом году. Источники: BHP Billiton, Reuters

Но пока Маккензи предпочитает перестраховываться и не дает конкретных обещаний по поводу возврата капитала акционерам на ближайшее время. «Мы уверены, что мы сможем сохранить нашу прогрессивную дивидендную политику и продолжать выборочно инвестировать в проекты, которые гарантируют прибыль», – осторожен он.

Маккензи считает, что упрощение структуры позволит поднять производительность BHP Billiton. У производительности есть два врага – недостаточная вера людей в самих себя, чтобы прыгнуть выше или бежать быстрее, и еще на них давят тормоза, установленные руководством, поясняет он: «Сложная структура [компании] навешивает на сотрудников чрезмерное количество задач, мешающих делать главную работу, которая действительно имеет значение». При этом внутри самой компании, по наблюдению гендиректора, есть противники упрощения: «Если вы переусложнили структуру так, что над проблемой работает 10 человек вместо одного, эти 10 человек до смерти будут защищать сложность».

ВСЕ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ

Слишком сильная диверсификация – от сланцевого газа в США до железорудных месторождений в Западной Австралии – и тяжеловесность BHP Billiton из преимуществ в одночасье превратились в недостатки, когда рынки сырьевых товаров просели и темпы экономического роста стран стали замедляться.

В периоды плохого состояния экономики многие любят вспоминать фразу бывшего премьер-министра Великобритании о том, что невозможно отменить подъемы и спады, отмечает Маккензи. По его мнению, надо принять законы естественного развития экономики и на их основе строить свою стратегию.

У большинства сырьевых компаний одна и та же проблема: покупали активы на пике цикла, после снижения цен пошли масштабные списания и акционеры потребовали обновления высших эшелонов власти. Ротация идет во многих компаниях. Замедление китайской экономики и падение цен на сырьевые товары заставило практически все сырьевые компании пересматривать стратегии и корректировать курс.

Таких потрясений в высших управляющих эшелонах диверсифицированных компаний сектора не случалось лет 20, удивляется управляющий директор JPMorgan Asset Нил Грегсон, под управлением которого находится $6 млрд и в портфеле есть акции BHP Billiton. За последние три года со своих постов ушло около 20 руководителей горных компаний – инвесторы винят прежнее руководство в увлечении дорогостоящими проектами, которые были задуманы в период бума сырьевых товаров, продолжает он. Самой громкой была отставка генерального директора второй в мире горнорудной компании Rio Tinto Тома Альбанезе: он согласился покинуть пост в феврале из-за списаний $14 млрд, ставших следствием ранее купленных месторождений.

Маккензи принял решение вернуть BHP к истокам, считает руководитель сектора сырьевых товаров GLG Partners Карл Эксри. Клопперс руководил ВHP Billiton на этапе роста, сегодня все трещит по швам, значит, сейчас роль директора – сфокусироваться на главном, полагает аналитик UBS Глен Лоукок. Клопперс сделал компанию сильнее, заявила BHP Billiton, когда он уходил. Но Клопперс объявил об уходе не в лучший момент – когда BHP Billiton отчиталась о снижении прибыли на 58% до $4,24 млрд, при этом снижение было третьим подряд на фоне огромных списаний в австралийских алюминиевых и никелевых подразделениях. Общий зачетный результат руководства Клопперса также выглядит не очень успешным: капитализация BHP Billiton за это время снизилась примерно на 20%.

ВЫБОР МАККЕНЗИ

«Простота привлекает, и она совершенна и красива сама по себе, – поэтичен Маккензи, но в его подходе сквозит точность математика: – Чтобы решить задачу, надо ее упростить. Между простотой и правдой можно поставить знак тождества». Захватывающая мощь хороша на некотором этапе, считает он: «Нам удалось подняться выше облаков, но теперь нужно спуститься на землю и решать конкретные задачи».

Согласно последним отчетным данным компании за июль – декабрь 2014 г. добыча BHP Billiton увеличилась на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: выпуск железной руды в Австралии вырос на 15%, коксующегося угля – на 21%.

Маккензи хочет, чтобы BHP Billiton работала лишь с четырьмя видами сырья – с железной рудой, углем, медью и нефтью. Эти направления принесли 96% прибыли в прошлом году. Такой диверсификации достаточно, считает Маккензи.

В этом году BHP Billiton провела списания на $250 млн в нефтегазовом бизнесе и заявила о сокращении буровых работ в США – падающие цены на нефть стали создавать все больше проблем энергокомпаниям, – но увеличила добычу ключевых видов сырья, в их числе железной руды, меди, нефти и коксующегося угля. BHP Billiton – в тренде рынка: большинство глобальных нефтегазовых компаний сокращают расходы на миллиарды долларов, чтобы защитить прибыль. «В нефтегазовом бизнесе мы быстро отреагировали на снижение цен и сократим количество буровых установок на суше в США приблизительно на 40% к концу текущего финансового года», – радовался Маккензи.

ШУТНИК-ДЕМОКРАТ

Маккензи родился в 1956 г., вырос в промышленном шотландском городе Керкинтиллох, где располагались угольные шахты. Сначала Маккензи решил посвятить себя науке. И достиг там определенных высот: он имеет степень доктора наук по органической химии и является обладателем наград Королевского научного общества Великобритании. В 1981–1983 гг. он работал научным сотрудником Британской геологической службы и научным сотрудником в Ядерном исследовательском центре в Улихе, Германия. Дальнейшую судьбу предопределило приглашение в компанию BP. Там он прошел путь от сотрудника исследовательского подразделения до вице-президента по продуктам нефтехимии. В общей сложности Маккензи проработал в сырьевом секторе почти 30 лет, 22 из которых – в компании BP. В 2004 г. он перешел на работу в Rio Tinto директором подразделения по промышленным металлам, в BHP Billiton работает с 2007 г.

BHP Billiton Plc

Горнодобывающая компания
Акционеры: 97% акций – в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – BlackRock (7,92%), Aberdeen (6,49%). Капитализация – $130 млрд. Финансовые показатели (первое полугодие 2015 финансового года, завершившееся 31 декабря 2014 г.): выручка – $29,9 млрд, чистая прибыль – $4,3 млрд. Образована в 2001 г. путем поглощения австралийской BHP Limited британской Billiton Plc. Один из крупнейших в мире производителей железной руды и угля. Занимается также добычей нефти и газа, алмазов, марганца, цветных металлов, производством алюминия, нержавеющей стали.

Привел его сюда Клопперс. У них есть схожие черты: оба интеллектуалы и трудоголики, но по складу характера они полные противоположности. Клопперсу был присущ авторитарный стиль, он любил все контролировать и требовал, чтобы рабочие столы сотрудников были в идеальном порядке – практически пустыми. Маккензи – приверженец демократичности. Задача Маккензи – выжать больше прибыли из активов, разнообразие которых варьируется от сланцевого газа в США до железнорудных месторождений в Западной Австралии, в условиях, когда существует большая неопределенность с движением цен на сырьевые товары.

Маккензи владеет пятью языками. Он любит пошутить и умеет очаровывать людей, хотя его галстук не всегда сочетается с костюмом. Это новый имидж для привыкшего к шику лондонского истеблишмента, подметил Эксри. За внешней скромностью скрываются масштабное мышление и ожесточенные амбиции, знает Том Бентли из фонда Demos.

Маккензи верит в открытую экономику и свободную торговлю и убежден, что бизнес – это не только подсчет текущих прибылей, нужно думать о долгосрочном развитии. В прошлом году Маккензи заработал $8 млн – половину того, что Клопперсу выплатили при уходе, несмотря на срыв амбициозных сделок c Rio Tinto и Potash Corp. Похвастаться пока нечем: капитализация BHP Billiton за время руководства Маккензи продолжала снижаться: компания потеряла около 20% стоимости. В BHP прогнозируют, что небольшое улучшение в мировой экономике в этом году подтолкнет рост спроса на сырьевые товары – улучшение конъюнктуры поможет Маккензи.

Использованы материалы FT и WSJ