Олаф Суанти: «Это была захватывающая история и период большого успеха»

Как Олаф Суанти изменил телекоммуникационный сектор Великобритании и подготовил к продаже ведущего 4G-оператора Европы
Simon Dawson/ Bloomberg

На днях завершилась одна из крупнейших сделок на мировом телекоммуникационном рынке: продажа британской компании EE, крупнейшего в Европе 4G-оператора, другой британской телекоммуникационной компании – BT Group за 12,5 млрд фунтов ($19 млрд). Подготовка к сделке началась еще год назад, в январе этого года были подписаны окончательные документы. Сразу после завершения сделки компанию покинул генеральный директор Олаф Суанти. Именно он, придя в EE в 2011 г., начал проводить реформы и выстраивать стратегию компании. Тогда оператор мобильной связи ЕЕ остро нуждался в изменениях, и Суанти решил сделать ставку на внедрение стандарта 4G.

Он начал убеждать правительство в необходимости таких изменений. Ему пришлось выдержать целый ряд баталий: от борьбы за внесение корректировок в законодательную базу до решения сугубо технических проблем национальной связи. Но игра стоила свеч. Стандарт был введен в стране в 2013 г. Задумка Суанти привела к революции: план Суанти модернизировать лишь одну компанию привел к изменениям всего национального телекоммуникационного сектора Великобритании.

Биография Олафа Суанти

Родился в 1966 г. в Нидерландах, окончил Университет Амстердама по специальности «экономист», затем Европейскую школу бизнеса с дипломом MBA. Начинал карьеру менеджером по продуктам в Compaq. В 1992–1997 гг. занимался продажами, маркетингом и стратегией в американской компьютерной компании Digital Equipment Corporation. В 1998 г. вернулся в Compaq директором по продажам и маркетингу, с 2002 г. после покупки Compaq компанией Hewlett-Packard стал управляющим директором по Западной Европе, с 2005 г. – старшим вице-президентом по продажам и программным продуктам на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки. С 2007 г. – исполнительный вице-президент европейского подразделения Orange, с 2010 г. – руководитель Orange по материально-техническому снабжению. С 2011 г. – гендиректор ЕЕ.

Через два года после запуска 4G EE стала крупнейшей телекоммуникационной группой в Европе, работающей по новым стандартам, ей удалось оставить конкурентов далеко позади по скорости передачи информации. А EE стала одним из самых лакомых кусков британского телекоммуникационного рынка с самой большой в Европе базой клиентов мобильной связи 4G (см. врез).

«Мистер Везде и Мистер Все»

«После завершения сделки [по продаже EE] начнется новая захватывающая глава жизни EE, поэтому я принял чрезвычайно трудное решение уйти в отставку с должности генерального директора и заняться реализацией новых возможностей», – цитирует Суанти WSJ. В январе, когда было объявлено о его скорой отставке, он заявил: «Я очень горжусь последними 4,5 годами, запуском и ростом компании ЕЕ – это была захватывающая история и период большого успеха. Я хотел бы поблагодарить всех наших сотрудников за невероятно тяжелую работу и поддержку, которую они оказали мне» (цитата по Bloomberg).

50-летний Суанти большую часть жизни проработал в международных компаниях (см. врез). 17 лет посвятил IT-сектору, работая и в Hewlett-Packard, и в Compaq. В телекоммуникационный сектор он пришел в 2007 г. исполнительным вице-президентом европейского подразделения группы Orange.

Суанти известен тягой к новым технологиям и всегда играл на опережение. Работая в Compaq, Суанти говорил: «Нужны продукты, соответствующие требованиям сегодняшней информационной среды, которые способны пропускать большие объемы информации и быть совместимыми с другими сервисами».

В 2011 г. он был назначен генеральным директором британского мобильного оператора EE, акционерами которого были Deutsche Telekom и Orange. Перед ним была поставлена задача завершить объединение Orange и T-Mobile (британской «дочки» Deustche Telekom) и таким образом превратить Orange в крупнейшего британского оператора мобильной связи. Это была сложная задача: две по сути дублирующие друг друга команды были деморализованы борьбой за полномочия и постоянными конфликтами. Поскольку Суанти пришел в EE из Orange, все ожидали, что он будет продвигать свою команду, но он всех разочаровал: вместо интриг и конфликтов внутри компании он сосредоточился на решении бизнес-вопросов, повышении эффективности работы EE. Он вникал во все тонкости работы всех подразделений. За что получил прозвище «Мистер Везде и Мистер Все».

Назначение Суанти в ЕЕ многие сотрудники восприняли скептически – все ждали, что он в первую очередь займется ребрендингом T-Mobile и не были уверены, что он быстро с этим справится. Но Суанти и тут поразил всех: он пообещал решить давние проблемы T-Mobile за несколько недель и выполнил все поставленные задачи в срок, быстро проведя реструктуризацию компании.

Штрихи к портрету

«Многие руководители компаний любят использовать клише: надо сделать запросы клиента основой бизнеса, – рассказал FT бывший директор по коммуникациям ЕЕ Стюарт Джексон. – Олаф никогда не говорил такого. Он просто это сделал». На разговоры с клиентами и персоналом Суанти тратил больше времени, чем любой другой руководитель компании, вспоминает Джексон. Суанти умеет работать эффективно. Однажды пришел в колл-центр компании: тогда предполагалось, что гендиректор компании просто послушает разговор, но Суанти сразу в него включился, а к концу беседы клиентка подписалась на покупку 24-месячного контракта на мобильную связь 4G и широкополосный домашний интернет. Узнав, что она разговаривала с генеральным директором компании, клиентка просто не поверила в это. «Это отличный пример того, как он работает и насколько способен решать любые проблемы – от самых маленьких до самых больших», – говорит Джексон.
Суанти – очень энергичный человек. Он даже выходные не может проводить спокойно и расслабленно, предпочитая прогулки быстрым шагом по паркам западного Лондона или скейтинг. Недавно Суанти с коллегами участвовал в 48-часовом велосипедном благотворительном марафоне.

«Мы это сделали, Потому что верили, что можем сделать»

Как признает Суанти в разговоре с FT, на самом деле успешно завершить консолидацию Orange и T-Mobile и начать дальнейшее движение в правильном направлении ему очень помогла поездка в Южную Корею. Там он понял, что нужно не просто объединение бизнесов двух компаний. В Южной Корее он заметил, что люди активно используют мобильные телефоны не только для разговоров, но и для работы, для просмотра видео и проч. «И все благодаря чрезвычайно быстрой скорости передачи данных. Я просто увидел новую возможность», – рассказывает он FT.

Инфраструктура для цифровой информации в Великобритании на тот момент была недостаточно развита. «У компании появилась возможность занять лидирующие позиции на рынке 4G и в целом изменить уровень связи в стране», – говорит он.

Суанти пришлось активно заниматься лоббизмом. На этот счет было много дебатов и в парламенте, и в обществе, но на помощь в итоге пришло правительство, которое помогло провести необходимую корректировку законодательства, увидев в стандарте 4G новое конкурентоспособное преимущество для всей экономики.

Вспоминая прежние баталии, Суанти отмечает, что был удивлен тем, насколько много телекоммуникационная отрасль тратит на адвокатов, а не на инженеров.

«Мы знали, что через 12 месяцев сможем запустить сеть 4G и перевести Великобританию из разряда плетущихся в хвосте в лидеры», – говорит он FT. Конкуренты были убеждены, что столь быстрая модернизация в телекоммуникационной отрасли просто невозможна. «То же самое сказали все технари, – вспоминает Суанти в разговоре с FT. – Но мы это сделали. Потому что верили, что можем это сделать».

По данным отчетности компании, техническая модернизация сети обошлась акционерам ЕЕ в 1,5 млрд фунтов стерлингов. Но зато конкуренты остались далеко позади, и им пришлось догонять EE: они стали инвестировать и развивать 4G по всей Великобритании.

«Это фантастическая сделка»

Акционеры оценили итоги работы Олафа Суанти, превратившего EE в ведущего 4G-оператора Европы, и решили выгодно продать компанию. Летом 2014 г. команда директора Deutsche Telekom по слияниям и поглощениям, возглавляемая Торстеном Лангхаймом, начала переговоры с генеральным директором BT Гэвином Паттерсоном о возможной продаже EE. Затем к переговорам были привлечены представители другого акционера EE – компании Orange. Осенью 2014 г. появился другой претендент на EE: активами британской компании заинтересовалась испанская Telefonica – главный конкурент EE на рынке беспроводной связи. Генеральный директор Telefonica Сесар Альерта прилетал в Лондон, чтобы предложить ЕЕ сотрудничество, но компания ответила отказом.

BT Group plc

Телекоммуникационная компания
Акционеры (на 29 января 2016 г., данные Bloomberg): Deutsche Telekom AG (12,01%), Orange SA (4%), в свободном обращении 83,9% акций. Капитализация – 46,4 млрд фунтов стерлингов ($66,5 млрд). Финансовые показатели (за девять месяцев финансового года, завершившиеся 31 декабря 2015 г.): выручка – 13,5 млрд фунтов ($20,6 млрд), чистая прибыль – 1,8 млрд фунтов ($2,8 млрд).

Спустя несколько недель Telefonica нашла альтернативный путь на британский рынок сотовой связи, выкупив у гонконгской Hutchison Whampoa британские активы оператора Three.

А в феврале 2015 г. BT Group выпустила официальное сообщение, в котором говорилось, что BT Group Plc покупает британского оператора связи EE Ltd. за 12,5 млрд фунтов стерлингов ($19 млрд), сделка будет оплачена денежными средствами и новыми акциями BT. В результате сделки владельцам EE – Deutsche Telekom AG и Orange SA – будет принадлежать соответственно 12 и 4% акций BT. При этом Deutsche Telekom сможет назначить одного неисполнительного директора в совет директоров BT. На тот момент ЕЕ, говорилось в сообщении BT Group, являлась ведущим оператором мобильной связи в Великобритании, число ее клиентов составляет порядка 31 млн, из которых 24,5 млн пользовались услугами мобильной связи и 834 000 – услугами широкополосного доступа в интернет. В том же сообщении было сказано, что EE имеет самую широкую в Европе базу клиентов мобильной связи 4G, сделка позволит BT сэкономить на расходах и получить дополнительную выручку на общую сумму примерно 3 млрд фунтов.

EE Limited

Телекоммуникационная компания
Финансовые показатели (первое полугодие 2015 г.): выручка – 3,1 млрд фунтов ($4,7 млрд), чистая прибыль – 97 млн фунтов ($147,8 млн).

По условиям сделки у Deutsche Telekom есть одно ограничение – в течение полутора лет он не сможет покупать или продавать акции EE. Для Orange главная цель сделки с BT – пополнение запасов наличности, пишет FT.

Аналитики считают инвестицию Deutsche Telekom шагом к будущей интеграции с BT, не исключая даже слияния двух компаний, поскольку в будущем ожидают консолидацию на европейском телекоммуникационном рынке.

«Это фантастическая сделка для BT. И лучший вариант для большинства сотрудников ЕЕ», – заявил Суанти FT. Он выполнил свою главную миссию, повысив привлекательность EE и приведя сделку к финалу. Пока он не знает, чем будет заниматься в дальнейшем. «Есть множество компаний, в которых можно поработать», – отшучивается он в разговоре с FT. Похоже, за свое будущее он не слишком переживает. И в разговоре с FT с воодушевлением рассказывает, что сейчас его больше всего радует состоявшаяся сделка. Хотя BT и EE – совершенно разные компании, акцент на сетевой дифференциации и инвестициях – важнейший для обеих, рассуждает Суанти. В результате выкупа EE у Deutsche Telekom и Orange BT станет крупным игроком на британском рынке сотовой связи и получит еще одно конкурентное преимущество – перекрестные продажи услуг фиксированной и мобильной телефонии. Благодаря сделке BT cможет увеличить и выручку, которая в последние несколько лет падала.