Алиса Мельникова: Боятся только монополисты

Центробанк заинтересовался открытыми интерфейсами и тестирует такой проект с банками. Если идея окажется удачной, ее не придется навязывать, считает директор департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов ЦБ Алиса Мельникова
Директор департамента финансовых технологий ЦБ Алиса Мельникова/ ЦБ
– Для чего в России нужен открытый банкинг?

– Развитие финансового рынка пошло по пути агрегации усилий разных поставщиков для совместного оказания услуг конечному потребителю. Потребители становятся все более требовательными: им нужно получать все услуги удаленно, быстро и в режиме одного окна. Организации, которые это поняли, стремятся агрегировать свои услуги, а для этого им приходится объединяться на техническом уровне. Вот истинная причина.

В США активные участники рынка самостоятельно договариваются, в Сингапуре инициатива идет от регулятора. У европейского сообщества возникает много вопросов в связи с вступлением PSD2 в январе 2018 г. С одной стороны, есть требование открыть интерфейсы, с другой – данные клиентов и самих банков становятся уязвимыми, что вызывает рост требований к безопасности. В России участники рынка пришли к пониманию, что открывать интерфейсы необходимо, старомодная интеграция «точка-точка» ушла в прошлое.

– Когда в России могут появиться стандарты открытых API?

– Этот процесс будет проходить в три этапа. Первый – открытие доступа к статической информации. Мы начали с информации о банкоматах и терминалах: их адресах, услугах и номиналах банкнот в наличии и т. д. Этот пилот уже запущен, в этом году мы планируем получить несколько открытых интерфейсов на стороне участников ассоциации «Финтех». Второй этап – доступ к информации по счетам, естественно, с согласия клиентов. Это позволит создавать сервисы по агрегации финансовой информации. Третий этап – открытие интерфейсов для сервисов по инициации платежей.

– Будут ли российские банки обязаны открыть доступ к своей информации, в том числе о клиентах?

– С одной стороны, мы хотим, чтобы этот рынок развивался, с другой – мы не можем обязать никого делать что-то, что может потенциально нанести ущерб стабильности организаций либо интересам потребителей. Мы совместно с участниками рынка изучим этот вопрос, оценим риски и разработаем рекомендации в части открытых API. И если мы предложим полезную инициативу, то ее не придется навязывать.

Если говорить о европейском опыте, то прогрессивные участники рынка – за открытые интерфейсы. А страх это вызывает скорее у монополистов, поскольку задача повышения конкуренции не в их интересах, хотя это и несет пользу конечному потребителю. Будущее за теми, кто поддерживает конкуренцию.

– Смогут ли сторонние финтех-компании получить доступ к счетам клиентов банков уже в ближайшем будущем?

– Сначала нам нужно получить результаты пилота. Кроме того, нужна проработка требований к защите персональных данных. Заодно, когда с января 2018 г. вступит в силу европейская директива, мы посмотрим и на первые результаты за рубежом. Дать точные прогнозы по срокам сложно.