Алиса Мельникова: Мы все разговариваем по телефону, и никто не боится, что его голос запишут

Алиса Мельникова, директор департамента финансовых технологий ЦБ/ Евгений Разумный / Ведомости

Биометрия безопасна с точки зрения защиты персональных данных и не входит в конфликт с текущим укладом жизни – люди сами публикуют свои фотографии и видео в интернете, считает Центробанк. Но есть и сложности – нужно соблюсти баланс между высокими требованиями к безо­пасности и стоимостью оборудования

– Механизм удаленной идентификации должен заработать с 30 июня. Сколько человек зарегистрируется в системе за первые полгода ее работы и, например, к 2020 г.?

– За первые шесть месяцев регистрацию могут пройти сотни тысяч человек.

– Насколько будет востребована услуга удаленной идентификации, проводились ли такие исследования в России?

– В России это можно будет оценить, когда услуги начнут оказываться удаленно. По данным J’son & Partners Consulting, к концу 2020 г. 86% смартфонов на мировом рынке будут иметь встроенные биометрические сенсоры. Это логичный вектор развития: если есть возможность получать услуги с использованием биометрических данных, этим стоит пользоваться.

– У людей может быть ментальный барьер использования биометрии.

– В чем барьер? Мы активно пользуемся сервисами, которые подразумевают применение биометрии. Мы оставляем отпечаток пальца на своих смартфонах. Мы все разговариваем по телефону, и никто не боится, что его голос запишут. Люди сами публикуют свои фото и видео в интернете. При удаленной идентификации у человека не запрашивают ничего из того, чего бы он сам не публиковал ранее или не использовал при взаимодействиях с организациями и госорганами. В любом случае данные будут собираться только с согласия клиентов.

– На презентациях говорят, что система удаленной идентификации безопасна. Чем?

– Безопасность будет обеспечиваться за счет криптографической защиты информации и каналов передачи как биометрических данных, так и другой информации. А система хранения данных устроена так, что персональные данные человека не находятся в той же системе, что и биометрические. Для первых есть ЕСИА, для вторых – ЕБС. Биометрические данные будут храниться в обезличенной форме.

– Сейчас разрабатывается приложение для смартфона с защищенным каналом связи, которое нужно будет использовать при получении услуг удаленно. В нем будет применяться российская криптография. Позволит ли Apple загружать такое приложение?

– Эти вопросы сейчас в работе.

– Сколько банкам удастся сэкономить с помощью удаленной идентификации?

– Это сложная многофакторная модель. Согласно расчетам самих банков, в среднем они тратят около 1000 руб. на идентификацию клиента в отделении или через курьера. Эта сумма включает расходы и на оплату труда операциониста, и на аренду или содержание офиса, бумагу и т. д. При удаленной идентификации банк будет тратить в 3–4 раза меньше, основные расходы придутся на получение информации о человеке от ЕБС (согласно проекту приказа Минкомсвязи стоимость запроса составит 200 руб. – «Ведомости»). Расходы банков на оборудование будут окупаться за счет вознаграждения от оператора системы за сбор данных.

– По закону использовать систему смогут только банки, являющиеся донорами биометрических данных. Есть банки без отделений, например «Тинькофф банк». Смогут ли они использовать систему? Смогут ли курьеры проводить идентификацию?

– При разработке требований к сбору биометрии мы учитывали и то, что на рынке работают банки с различными бизнес-моделями, и в целом тенденцию сокращения отделений банков. Поэтому первичную регистрацию можно будет пройти не только в отделении.

– Сколько банкам придется потратить на подключение к системе и на оборудование для сбора биометрии?

– Расходы будут зависеть от требований к оборудованию и условиям для сбора биометрии, согласованных со всеми сторонами. Это будет разумная цена для любого банка.

– Почему сложно согласовать эти требования?

– Это компромисс. С одной стороны, мы должны обеспечить высочайший уровень безопасности. Требования согласуются с несколькими ведомствами, в том числе ФСБ, Минкомсвязи и др. С другой стороны, нужно учитывать стоимость оборудования и она должна быть адекватной. Банки смогут сами выбирать марки и модели.

– В какой стадии сейчас работа над проектом?

– Проводится разработка и тестирование ЕБС с участием банков, тестируется клиентский опыт и взаимодействие информационных систем. Клиентский опыт очень важен – пользоваться системой должно быть легко.

Чтобы проект запустился с 30 июня, нужно сделать очень многое и в правовом плане, и в технологическом. Необходимо разработать 19 нормативных актов, из которых уже изданы два. Банкам нужно закупить оборудование, обучить сотрудников. Сроки очень сжатые.-