Оправдывая афганскую войну, стоит оглянуться на руины советской империи

Власть приватизирует политическую и военную историю и подгоняет ее под себя
Это как если бы Барак Обама вышел к американскому народу и сказал: Вьетнамская война не была грязной, тогдашнее американское руководство пыталось купировать реальную коммунистическую угрозу

На встрече с ветеранскими организациями, приуроченной к четвертьвековой годовщине вывода советских войск из Афганистана, Владимир Путин наконец сказал честно, что он думает об афганской кампании. А думает он, что ввод войск был объективно обусловлен необходимостью «купировать» угрозы. То есть решение, принятое «узким» политбюро 12 декабря 1979 г. (сам генсек, Андропов, Устинов, Громыко, Черненко), как говорят, на даче у Брежнева, было оправданным. Оправданной оказалась война, истощившая не только финансовые и военные, но и человеческие и моральные ресурсы страны. Война, которая окончательно подорвала доверие народа к советской власти, теперь, в контексте оправдания другой войны, выдается за справедливую и неизбежную.

Это как если бы Барак Обама вышел к американскому народу и сказал: «Вьетнамская война не была грязной, тогдашнее американское руководство пыталось купировать реальную коммунистическую угрозу».

Россия не навоевалась. Единственное, что может встряхнуть дух нации, - это война. Российские туроператоры придумали новый вид туризма - на войну, в Донбасс. Интересно, глянцевые проспекты с кровавыми ландшафтами после боя они тоже предлагают?

Власть черпает легитимность в Великой Отечественной. Первое лицо уже однажды оправдало финскую кампанию, положившую много драгоценного «человеческого материала». Теперь пришел черед поисков высокого смысла в афганской войне. По логике вещей, надо отступить еще на шаг, а потом на два шага назад - правильно мы вошли в Чехословакию в 1968-м и в Венгрию в 1956-м.

Сначала новая власть «переприватизировала» имущество и активы. Теперь она приватизирует политическую и военную историю и подгоняет ее под себя. Героизирует национальный позор, безответственность и страх за свою власть прежних вождей.

Владимир Путин, в сущности, уже начал президентскую избирательную кампанию. Он объезжает дозором свою социальную и электоральную базу.

Посетил профсоюзы. Теперь вот ветеранские организации, некоторые представители их к трагедии Афганистана не имеют отношения, даже просто по возрасту и биографии. Зато имеют отношение к политическим опричникам, которым поставлена задача давить любую уличную оппозицию, - движению «Антимайдан».

Чем жестче будет сказываться на потребительской корзине кризис, тем активнее подведомственное население станут подвергать добровольно-принудительному кормлению военной историей. Больше накормить-то нечем. К тому же это очень удобно: мертвые ответить не могут.

Что в 1979-м, что сейчас работает концепция «зон влияния». Афганистан был «наш». Как Восточная Европа после Второй мировой. Как Новороссия теперь. Там, где гремит колоколами геополитика, гуманистическая логика не слышна. Кто бы теперь стал внимать Александру Николаевичу Яковлеву, который, отстаивая вывод войск из Афганистана, сказал: «Мы обещали своему народу, что похоронок больше не будет!»

Именно геополитическое мышление спровоцировало «великую геополитическую катастрофу». И оправдывая войну, стоит оглянуться на руины империи.

Автор - руководитель программы Московского центра Карнеги