Что мешает школам отказаться от бумажных учебников

Издание учебников – гигантский бизнес, завязанный на решениях и разрешениях чиновников
Нет учебника – нет и возможности треснуть им соседа по голове. Нельзя забыть один из них дома, и ты всегда готов к любой замене в расписании

На днях меня сильно удивил коллега: «Моя дочь перестала носить в школу учебники, теперь у нее все на iPad». Это удивление сродни неожиданному осознанию того, что в вагоне метро никто больше не читает ничего бумажного. Если вдуматься, учебники действительно не нужны. Не нужно таскать с собой тяжелый рюкзак, заботиться о том, чтобы они не порвались, не нужно брать их в библиотеке и сдавать туда. Нет учебника - нет и возможности треснуть им соседа по голове. Нельзя забыть один из них дома, и ты всегда готов к любой замене в расписании.

Даже с точки зрения удобства для глаз современные устройства столь же комфортны, как обычные книги. И стоят они не так уж дорого - тот же Amazon Kindle можно купить дешевле $100, что явно не дотягивает до средней стоимости мобильных телефонов московских школьников. Тем не менее дети до сих пор тащат в школу килограммы лишней бумаги. Почему?

Первое, что приходит в голову, - это консерватизм учителей и чиновников от образования. Единственные, кто заинтересован в новшестве, - это дети, мнение которых никто, понятное дело, не спрашивает. Учителя могут бояться, что вместо учебника школьники будут читать или смотреть на уроке что-нибудь поинтереснее. Чиновникам же, чтобы перейти на электронную модель, придется провести гигантские реформы. Что, понятное дело, мало кому нужно, даже несмотря на очевидный экономический эффект и удобство учеников.

Экономика - это вторая причина, по которой российский школьник не скоро будет учиться с планшетами. Издание учебников - гигантский бизнес, завязанный на решениях и разрешениях чиновников. Нельзя с уверенностью сказать, исчезнет ли этот бизнес полностью, но по его основам будет нанесен серьезный удар. Поэтому издательства будут лоббировать бумажную форму учебников до посинения. Иногда это лоббирование (возможно, невольное или просто скопированное с западных примеров) осуществляется весьма грамотно. И это третья причина: сейчас в моде учебники, где ответы на задачи можно писать сразу же на страницах учебников. Это, во-первых, удобно, во-вторых, увеличивает продажи, поскольку такие учебники невозможно держать в библиотеке, а в третьих, недорогие планшеты пока не поддерживают аналогичные функции. И значит, универсального решения нет.

Последняя причина кроется в опасениях многих родителей, что бесконтрольное использование учениками продвинутых электронных устройств может негативно сказаться на их детях. А уж когда они рано или поздно выясняют, что кто-то из одноклассников детей уже обнаружил, что порнографию в интернете найти легче, чем расписание соседнего кинотеатра, и часть класса ее увлеченно рассматривает, хотя по возрасту, казалось бы, явно рановато, опасения превращаются в стопроцентную уверенность. Родители, конечно, правы. Однако опасность не отменяет прогресс и скорость, с которой дети к нему приобщаются. Правила использования электронных устройств должны быть составной частью программы по переходу, возможно частичному, на электронные учебники во всех российских школах.

Автор - независимый обозреватель