Армия как символ государства и армия как место, куда ты отдаешь сына

Российские женщины против участия российских военных в украинском конфликте
Женщины теряют доверие к мужчинам как мужьям и отцам. Но они хотят видеть в них защитников и продолжают уповать на государство в лице верховного главнокомандующего

Вне зависимости от их истории и официальной трактовки, праздники в конце февраля и начале марта у нас отмечают как день мужчин и день женщин. При этом женщина рассматривается в своей роли частного человека: мамы или дочки, бабушки или подруги. Дело женщин рожать и растить подобных себе женщин, а еще, и это главное, – мужчин. В отличие от женского дня в день мужчины всегда празднуется не его частная роль отца, кормильца, работника и даже не его роль защитника семьи. Способности мужчин хорошо исполнять все эти роли, как известно, в последние десятилетия были под большим сомнением у женщин. И женщины во многом сочли, что эти роли им надо брать на себя. Но вот роль «защитника Отечества» ими твердо оставлена за мужчинами.

В деле воспитания защитника мать уже не рассчитывает на мужа. По советской традиции она уповала на государство и на армию. С институтом армии у российских женщин на протяжении последних десятилетий складывались полные драматизма отношения.

Со времен классически советских доживала модель: мать растит сыновей настоящими мужчинами и далее отдает их государству в лице армии, а армии – в лице командиров, а командирам – в их функции отцов. Но внутри позднесоветской армии завелся и живет адский механизм дедовщины. Матери обнаружили, что они отдают сыновей не отцам, а дедам. Деды же калечат тела и души их сыновей и превращают их в таких же дедов, и настоящим мужчиной теперь считается не великодушный рыцарь, защитник слабых, каким его хотела видеть мать. Теперь это тот, кого угнетали и кто готов угнетать, к кому были безжалостны и кто будет безжалостным.

Для женщин острее, чем для мужчин, стоял и стоит гражданский вопрос о мужской чести. Опросы показывали: авторитет армии как символа государства продолжал быть высоким. Авторитет же армии как места, куда отдавать сына (теперь, скорее всего, единственного), падал. Женщины, понимающие себя как солдатские матери, стали брать на себя роль защитников мужчин от призыва и призывной армии. Ведь и воевала эта армия то в далеком Афгане с теми, кто на наше Отечество явно не собирался нападать, то вообще на своей земле, где у противников такие же паспорта, как у защитников. «Разве для этого мы их растили?» – вопрос и материнский, и гражданский.

Женщины теряют доверие к мужчинам как мужьям и отцам. Но они хотят видеть в них защитников и продолжают уповать – через головы командиров – на государство в лице верховного главнокомандующего. «Левада-центр» не раз сообщал, что высокий рейтинг президента высок в первую очередь благодаря женским голосам. Не надо думать, что дело в мачизме. Все гораздо серьезнее: женщинам нужно государство и нужна армия, которым они могут доверить жизнь и честь своих сыновей. Рейтинг Путина, в феврале равный 86%, составляет 84% среди мужчин и 86% среди женщин. Но на вопрос: «Если бы вы узнали, что в рядах ополченцев на востоке Украины воюют кадровые российские военные, как бы вы к этому отнеслись?» – среди женщин, в отличие от мужчин, преобладают отрицательные ответы.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»