Чего не хватает российским музеям

И почему они не такие, как на Западе
В Москве, одном из крупнейших городов Европы, до сих пор нет музея, где было бы полноценно представлено искусство XX в.

На протяжении всей своей 30-летней новейшей истории российский арт-рынок пребывает в стагнации. Главная причина – катастрофическая зависимость культурных институций от государственных преференций. Однако за рубежом они прекрасно существуют и без дотаций. Почему же в России нет таких музеев, как на Западе?

МЕНТАЛИТЕТ

В то время как в Европе и США огромное количество людей посещает выставки современных художников, Россия сохраняет верность классике. Серов, Айвазовский, Репин – вот кто в цене у нашего зрителя. Хочу быть понятым верно: никто не умаляет заслуг великих русских мастеров, но в то же время трудно не заметить, что интерес к современным авторам в России очень слабый. И талантливые отечественные арт-деятели, которые могли бы стать символами эпохи, остаются незамеченными.

На западном рынке уровень известности современных художников сопоставим с популярностью звезд кино и музыки. Они постоянно мелькают в светской хронике, участвуют в благотворительных аукционах, их привлекают для рекламных съемок, а модные бренды делают с ними коллаборации. Например, недавно Uniqlo объединила усилия с художником Такаси Мураками и певицей Билли Айлиш, создав коллекцию одежды Billie Eilish x Takashi Murakami, а Джефф Кунс, Яёй Кусама и тот же Мураками сотрудничали с Louis Vuitton. Неудивительно, что отношение публики к современном искусству за рубежом иное.

Об этом говорят и цифры посещаемости мировых выставок. Например, в 2019 г. выставка Эдварда Мунка в Токийском художественном музее «Метрополитен» привлекала почти 9000 человек в день, Джозефа Родефера Де Кампа в Метрополитен-музее в Нью-Йорке – почти 6000. При этом самые популярные российские выставки того же года – Ильи Репина в Третьяковке и коллекции Сергея Щукина в Пушкинском музее – смогли привлечь только по 4500 человек в день, оказавшись на 42-м и 43-м местах мирового рейтинга. О других российских выставках и говорить не приходится – они располагаются вне первой сотни.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГОСУДАРСТВА

К слову, Пушкинский музей и Третьяковская галерея чуть ли не единственные, кому удается хотя бы сдвигать отечественный арт-рынок с мертвой точки. Директор Пушкинского музея Марина Лошак постоянно делает выставки всемирно известных художников, привозя в Москву работы Александра Колдера, Пауля Клее, Оскара Шлеммера и многих других. Это подталкивает и другие музеи к тому, чтобы освещать мировое искусство и показывать, что современный мир искусства «Утром в сосновом лесу» далеко не ограничивается. В свою очередь, гендиректор Третьяковской галере Зельфира Трегулова ежегодно организует по-настоящему хитовые выставки, о которых знает каждый. Благодаря этому, кстати, Третьяковка демонстрирует, что музеи вполне могут обходиться без больших дотаций сверху. В 2019 г. на долю государственных субсидий приходилось лишь 35,1% всех доходов Третьяковки – остальные деньги галерея зарабатывала сама. Еще совсем недавно ситуация была обратной: в 2014 г. доля государственных денег в бюджете Третьяковки составляла 68%.

Но этим музеям, прямо скажем, повезло с руководителями. И хотя доля государственного финансирования культурных институций в последнее время снижается, в подавляющем большинстве случаев она все равно превышает 50% всех доходов. Это порождает нездоровую ситуацию, когда государство может диктовать музеям свои условия и устанавливать ограничения. На Западе этой проблемы нет. Да, иностранные музеи тоже получают государственную поддержку, но она обычно составляет 3–10% всех доходов. Иными словами, зарубежные институции экономически независимы.

В то же время поддержка со стороны государства в России не так и велика, как того хотелось бы музеям. Получается, что и сами музеи зарабатывают мало, и государство выделяет недостаточно. И дело не только в объеме денег. Основная задача системных государственных вложений в арт-рынок – формирование условий для развития учреждений культуры, а также для создания независимых фондов, которые в перспективе смогут приносить музеям собственный доход. В Европе арт-рынок формировался именно благодаря государственным инвестициям. И до сих пор власти помогают культурным институциям. Великобритания, например, только за 2020 г. выделила 1,5 млрд фунтов стерлингов на поддержку культуры во времена пандемии.

НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЮТ МУЗЕИ

На самом деле у культурных институций есть довольно большое количество источников регулярного дохода. И при должном управлении музеи могли бы зарабатывать гораздо больше, чем сейчас. Главной доходной статьей российских музеев всегда была продажа входных билетов на постоянные экспозиции – эта статья приносит ведущим музеям (таким, как Эрмитаж, например) до 80–85% собственных доходов. Другой источник средств, на который опираются музеи, – выставки. Например, в 2017 г. выставка Ивана Айвазовского принесла Русскому музею 60 млн руб. при затратах в 10 млн руб. Добровольные пожертвования и средства спонсоров тоже составляют значительную часть доходов музеев – Третьяковской галерее, например, они обеспечили в 2019 г. 21,1% всех доходов. Кроме того, музеи могут неплохо зарабатывать, продавая арт-объекты на аукционах, а также предоставляя посетителям платные услуги – сюда входит работа кафе внутри учреждения, проведение культурных мероприятий, реализация сувенирной продукции.

Последняя, кстати, могла бы продаваться намного лучше, если бы музейные лавки были больше похожи на просторные и современные магазины в музеях США и Европы. Грустно видеть маленькие, тесные, неприглядные магазинчики, унылые и давно устаревшие витрины за спиной у продавцов или, того хуже, полки с сувенирами рядом с билетной кассой.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Все это тормозит развитие российского арт-рынка. Мало того, что современные отечественные художники практически не знакомы жителям страны. В Москве, одном из крупнейших европейских городов, до сих пор нет музея, где было бы полноценно представлено искусство всего XX века. Работы Марка Ротко, Герхарда Рихтера, Джеффа Кунса, Такаси Мураками, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Класа Олденбурга, Джексона Поллока, Джаспера Джонса и многих других гениальных творцов XX в. увидеть практически невозможно. Даже Сальвадор Дали и Пабло Пикассо, о которых знает каждый, представлены в очень ограниченном количестве.

Впрочем, отдельные позитивные подвижки в развитии рынка есть. Так, например, благодаря Третьяковской галерее в Москве раз в два года проводится Международная биеннале современного искусства. Среди участников последнего смотра были такие художники, как Георг Базелиц, Алекс Кац, Герман Ницш. Важно также, что с 1 января 2019 г. в силу вступил федеральный закон, предусматривающий налоговые льготы для граждан и организаций, оказывающих финансовую помощь учреждениям культуры. Аналогичный закон давно и успешно действует в США – это приводит к тому, что культурные институции буквально ломятся от произведений искусства. Есть надежда, что со временем это будет способствовать позитивным изменениям и в России и российские музеи станут ничуть не хуже западных.