Политэкономия: Кремлины в городе

Происходящее в стране укладывается в рамки проекта "Введение единомыслия в России". От риторики первого канала телевидения сводит челюсти ("горячо (!)поддержала Владимира Владимировича"). В политической среде уже считается дурным тоном не докладывать народонаселению и коллегам о готовности поддержать Владимира Путина. И даже те политики, которые идут на президентские выборы, считают своим долгом оговориться: победит и. о. президента, его учение всесильно, потому что оно верно.

Те лидеры, которые еще не договорились с Путиным, Кремлем, кремлинами (предлагаю этот термин взамен утратившего актуальность понятия "семья") и проч., находятся в глубоком политическом ступоре. Евгений Примаков, известный своей феноменальной способностью обдумывать любые решения месяцами, никак не может понять, вступать ему в президентскую гонку или нет (декабрьское заявление - не в счет). Ступор оказался настолько глубоким, что у фракции "Отечество" обнаружились проблемы с выбором из своей среды кандидата в председатели парламента, хотя, казалось бы, ничего более естественного, чем фигура Примакова-спикера, придумать просто невозможно. У Геннадия Зюганова - свои проблемы: в президентский забег (марафоном его уже не назовешь) вступил другой харизматический лидер левых - Аман Тулеев, который способен расколоть левый электорат, увести голоса у традиционного лидера коммунистов и тем самым лишить его возможности реально конкурировать с Путиным.

Григория Явлинского вообще практически не видно и не слышно: вероятно, его голова занята даже не президентскими выборами, а парламентскими 2003 г. - для "Яблока" проблема уже то, как сохранить статус парламентской фракции через несколько лет. Бесконечные кандидаты в президенты - от клуба любителей видео Юрий Скуратов, от гостиничных бизнесменов Умар Джабраилов, от маргиналов Лев Убожко и т. д. способны лишь еще немного раздробить российский электорат.

Вариант политического поведения для сколько-нибудь серьезных политиков - если и не открыто, то "закрыто" сотрудничать с и. о. президента: когда думаешь, что проиграешь, лучше скрыть это свое подозрение и выторговать у могущественного конкурента какие-нибудь политические преференции. Но Примаков, Зюганов, Явлинский - самодостаточные и гордые, а потому вряд ли будут кулуарно договариваться с Путиным. Хотя говорить есть о чем, но только вот для серьезных бесед остались считанные дни: распределение думских портфелей - серьезная тема для торга с исполнительной властью, которую во второй раз в российской пореформенной истории представляет один человек (первый раз был тогда, когда Борис Ельцин, будучи президентом, возглавлял правительство, а при нем работал первый вице-премьер Егор Гайдар).

Кремлины отстраивают такую систему, при которой демократию можно считать весьма условной.

Трудно припомнить времена в последние 10 лет, при которых поддержка одного лидера была бы такой тотальной, а выборы до такой степени безальтернативными. Если серьезные политики считают крайне важным для себя открыто заявлять о поддержке Путина, значит, системе какой-то сбой: так делают только те люди, которые чего-то боятся - мести ли, утраты влияния, политической изоляции. Демократия страха, страха перед человеком с чекистским прошлым - не совсем та система, к формированию которой стоит стремиться...

Автор - политический обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей