Политэкономия: Равноудаленный

"Равноудаленный" Владимира Путина - это совсем не то, что "Посторонний" Альбера Камю. "Равноудаленный" не равнодушен, он работоспособен, и у него есть воля. Просто чтобы никого не выделять из общего ряда, ко всем относиться одинаково и применять единые правила по отношению к каждому партнеру, нужно быть равно удаленным и от олигархов, и от мелких собственников, и от аграриев, и от угольщиков, и от Чубайса, и от Березовского.

Путин в открытом письме избирателям: "Как... выстраивать отношения с так называемыми олигархами? Да на общих основаниях! "Путин в выступлении перед своими доверенными лицами: "Ни один клан, ни один олигарх не должны быть приближены к региональной и федеральной власти".

В этом не только стержень политической философии Путина, которой он стал так активно и охотно делиться под недреманным оком Глеба Павловского и Ксении Пономаревой. В этом основа его политического поведения. Рано радовался Анатолий Чубайс, когда полагал, что правым удалось приватизировать Путина. Рано радовались те, кто полагал, что Путин поставил на Чубайсе крест и вот-вот будет дана так страстно ожидаемая в Кремле команда "Мочить! ". Равноудаленный исполняющий-обязанности никого мочить не будет - он станет держать дистанцию.

Та же история с поддержкой Путиным идеи референдума правых. Приблизив к себе СПС перед выборами из чисто прагматических целей, премьер и и. о. президента из соображений того же прагматизма отодвинул их от себя уже в январе. Но неожиданно горячо высказался в пользу либерального референдума.

Не то чтобы в администрации не знали, что это должно произойти, - просто там никто не думал, что поддержка будет столь горячей. А это не могло понравиться "внутреннему кругу" и. о. главы государства: получается, даже администрация Кремля входит в число "равноудаленных".

То же и с идеологическими установками. Равноудаленность на философском языке - это диалектика. Путин - самый диалектичный из правителей последнего времени. В другое время, правда, сказали бы иначе: противоречивый. С одной стороны, сильное государство. С другой - расширение экономической свободы.

Противоречие? Нет, Путин диалектику учил по Гегелю: тезис антитезис - синтез. Получается: "Чем сильнее государство, тем свободнее личность".

Или речь идет о личной силе Путина? На прессу вроде бы никто не давит, но Андрей Бабицкий переживает приключения, никак не вяжущиеся с образом свободной России. Но одного слова Путина хватило, чтобы журналист на следующий же день оказался в Москве. В этом сочетание силы и свободы? Чтобы остаться равноудаленным, Путин должен быть осторожным.

Никто достоверно не знает, какова его личная роль в деле "Транснефти", как и того, произошел ли недавний раздел алюминиевой отрасли с его одобрения или без такового. Путин охотно рассуждает о неприкосновенности собственности, о необходимости введения в экономический оборот земли, но "в этом вопросе нельзя суетиться".

Но равноудаленность - дело предвыборное. Избавившись от приставки "и. о. ", Путину придется к кому-то приближаться и кого-то приближать к себе.

Автор - обозреватель "Известий".

Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"