Статья опубликована в № 290 от 10.11.2000 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Тяжелое наследство

Тяжелое наследство

Легендарную водку “Смирновская” с самого начала ее существования сопровождают скандалы и семейные распри. Ее “автор” Петр Арсеньевич Смирнов, начав производство именного напитка в 1864 г., сразу же стал ожесточенно конкурировать с собственным дядюшкой, Иваном Алексеевичем Смирновым, который начал выпуск своей водки на год раньше. Как пишет Вильям Похлебкин в своей книге “История водки”, родственники сильно демпинговали, снижая не только цену, но и качество своей продукции. Но Петр оказался более удачливым: “как молодой и гибкий знаток русского рынка”, он довольно быстро научился маскировать низкое качество напитка с помощью специальных добавок, придававших водке “мягкость”, утверждает Похлебкин; как позже обнаружила Центральная химическая лаборатория № 1, этой добавкой был поташ, систематическое употребление которого могло привести к пороку сердца.

Однако Петр оказался еще и хорошим маркетологом и в 1886 г. добился грандиозного успеха, – на Нижегородской ярмарке император Александр III отведал смирновской водки и пожаловал Петру титул “Поставщика двора Его Императорского Величества”. Правда, как пишет Похлебкин, спустя 10 лет двор отказался от продукции П. А. Смирнова из-за ее низкого качества. А еще через два года скончался и сам Петр Арсеньевич.

Но наследники обоих Смирновых были достойными продолжателями их дела. По данным Похлебкина, экспертиза 1906 г. показала, что в производстве “дядюшкиной” водки использовался “не только сырой спирт, но еще и с примесью ректификационных отбросов, богатых сивушными маслами”, а во всех водках Петра обнаружили большое количество солей и эфиров.

Но фамилия Смирнов к началу века стала таким мощным брэндом, что погубить его не смогла даже революция. Один из сыновей Петра, Василий, эмигрировал из России и в 1933 г. продал права на смирновскую водку некоему Рудольфу Кеннету, а тот – американской компании Heublain в 1939 г.

С этого момента началась вторая жизнь “Смирновки”, уже за рубежами России и под маркой Smirnoff.

В начале 90-х гг. смирновская водка вновь “раздвоилась”. Два потомка Петра Смирнова, Борис Смирнов и Андрей Смирнов, решили возродить в России производство водки под именем знаменитого предка. Они основали “Торговый дом потомков Поставщика двора Его Императорского Величества П. А. Смирнова” и принялись ожесточенно судиться с владельцами Smirnoff.

Интересно, что продукция “потомков” тоже получила “высочайшую” поддержку – в 1997 г. водку на выставке попробовал президент России Борис Ельцин и высказался в том духе, что наша водка лучше американской.

Теперь же благодаря ссоре двух братьев Смирновых на рынке появился и третий вариант напитка. Его выпускает “Альфа-Эко”, офшорам которой теперь принадлежат 50% акций “Торгового дома”, бывшие у Андрея. Так смирновская водка “растроилась”. Теперь мы можем пить целых три смирновки: “американскую”, “русскую” и “офшорную”. Правда, вряд ли в какой-либо из них теперь удастся обнаружить “родовой” поташ.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать