От редакции: Деревья стабфонда

Похоже, что премьер-министр Михаил Фрадков считает выполнение данной президентом задачи удвоения ВВП критически важным для себя лично. Его требования обеспечить – ну или хотя бы написать в прогнозе – нужные для этого темпы роста уже приводили к конфликтам с экономическим блоком кабинета. А признание невозможности удвоения ВВП ни к 2010 г., ни к 2012 г., видимо, привело к тому, что премьер высказался в поддержку идеи радикального снижения НДС с 18% до 13%.

Авторы идеи из аппарата правительства считают резкое снижение ставки НДС хорошим способом подстегнуть бизнес и увеличить годовые темпы роста экономики на 1,5–2%. Аналитики согласны: НДС бьет по оборотным средствам компаний, и его снижение должно довольно быстро и существенно подстегнуть рост ВВП. Оставить деньги бизнесу на развитие лучше, чем, собрав их в виде налогов, перераспределять на госинвестиции или поддержку проектов сомнительной эффективности. Важно и то, что снижение НДС прежде всего скажется на компаниях, работающих на внутренний рынок.

Проблема в том, что выпадающие в этом случае доходы бюджета – 973 млрд руб. в 2005–2007 гг. – хотят покрыть из стабфонда. Но против расходования “запаса на черный день” резко возражают министры экономического блока правительства. А Минфин пытается договориться с Парижским клубом о досрочном погашении $45 млрд долгов за три года как раз из стабфонда. В этих условиях ориентация на стабфонд может стать фатальной для идеи снижения НДС.

Жаль, что 500 млрд руб. стабфонда застят глаза чиновникам и они не видят леса за деревьями. Нефтяная кубышка – не единственный и не главный источник покрытия выпадающих доходов бюджета. В развитых странах эту проблему решает рынок внутреннего госдолга. Но в России последние несколько лет он находится в подавленном состоянии – реальная доходность отрицательная (до -4% годовых в конце 2004 г.). Но и те, кто готов инвестировать по таким ставкам, – ПФР и Внешэкономбанк с их пенсионными деньгами и иностранцы, играющие на росте рубля, – натыкаются на малый объем рынка – 557,6 млрд руб. (756,8 млрд руб. – весь внутренний госдолг).

Финансирование резкого снижения НДС за счет внутренних займов в таких условиях кажется хорошей идеей, пусть и не без рисков. Но по сумме потенциальных плюсов – снижение налогового бремени, стимулирование экономического роста и шаг в развитии внутреннего финансового рынка – игра, пожалуй, стоит свеч.