От редакции: Локомотивы инфляции

Резкий инфляционный всплеск – за первые две недели 2005 г. цены выросли на 1,9% – не только обещает проблемы с удержанием инфляции в разумных пределах и новую волну протестов, но и указывает на критическую необходимость продолжения реформ в самых проблемных, социально болезненных сферах.

Целевой прогноз инфляции на 2005 г. – 8,5%. Шансов на выполнение этого прогноза очень мало, ведь только за январь, по оценкам экспертов, цены могут вырасти на 2,5–3%. При этом министр экономического развития Герман Греф трезво оценивает ситуацию, указывая, что на две трети рост цен обусловлен повышением тарифов на транспорте и в ЖКХ.

Если в 2004 г. население России в среднем оплачивало 90% стоимости услуг ЖКХ, то только переход к 100%-ной оплате этих услуг в результате отмены субсидирования автоматически обеспечивает рост тарифов на 11%. Но в реальности рост оказался даже выше. К примеру, в ростовском регионе стоимость различных видов коммунальных услуг выросла на 20% и более.

Интересно, что растут и транспортные тарифы. Например, в Москве рост колеблется от 10% (автобус) до 30% (метро). Не отстают и электрички – в некоторых регионах цены уже поднялись на 20–30%. Более того, эксперты ожидают, что 103,5 млрд руб. дополнительных выплат льготникам на транспорт, на которые пошло правительство после протестов, также подстегнут инфляцию.

Получается странная ситуация. С одной стороны, число утративших льготы и физический объем предоставляемых им услуг транспорта не изменились. С другой стороны, платежеспособность льготников выросла (на сколько – вопрос больной и сложный, но к делу не относится). Для нормального экономического агента это означает прибыль на пустом месте, рост конкуренции и снижение тарифов в борьбе за появившихся новых клиентов с деньгами.

Проблема в том, что повышающие цены локомотивы инфляции – это государственные или региональные монополии. Их издержки непрозрачны, а эффективность – под вопросом. Но теперь в эту черную дыру будут утекать деньги не государства, а конкретных людей, которые будут протестовать. И очень важно, чтобы эти протесты вызвали не откат назад, а подстегнули продолжение реформ, прежде всего в коммунальном секторе.