От редакции: Борьба со связью

Монополизация российской экономики уже нанесла огромный ущерб экономическим агентам, но потери продолжают расти – недостаток конкуренции замедляет экономический рост. Нерыночные факторы уже обходятся России в “десятки процентов ВВП”, сказал в летнем интервью журналу Forbes глава Минэкономразвития Герман Греф.

Монополизм будет обходиться нам все дороже, если с ним не бороться, если государство будет затягивать с реформами естественных монополий. Еще труднее понять, когда государство борется не с монополиями, а с конкуренцией. Пример такого отката назад – новый перечень лицензируемых услуг связи, который направляет в правительство Мининформсвязи: он может привести к коллапсу рынка междугородной и международной IP-телефонии. После принятия этого перечня независимым операторам связи придется либо получить лицензии на услуги местной, зоновой, междугородной и международной связи, либо заключить агентское соглашение с госмонополией “Ростелеком”. Первое для большинства операторов невозможно (по лицензионным условиям), а второе разрушает всю их бизнес-модель.

Новые правила игры от Мининформсвязи, могут привести к банкротству до 80% операторов IP-телефонии. При этом на IP-телефонию приходится до 50% рынка дальней связи в Москве и около 25% в целом по России, а рост сектора в 2004 г. оценивается в 45,5% до $160 млн. Оценки количества операторов IP-телефонии колеблются от 3000 до 7000. Правда, по утверждению представителей самой отрасли, большинство мелких операторов находится в тени – “на свету” лишь несколько сотен самых крупных игроков.

Опыт других стран, боровшихся с операторами IP-телефонии, показывает, что результат везде один и тот же – давление и запреты лишь вредят. Участники рынка просто уходили в тень (благо характер бизнеса это вполне позволяет). В конце концов властям приходилось признать свое поражение и либерализовать эту подотрасль связи. Причем все происходило по такому сценарию не только в США, где сектор IP-телефонии был максимально дерегулирован и заниматься ею может чуть ли не каждый желающий, но и в Западной Европе и даже в коммунистическом Китае.

Российские участники рынка IP-телефонии вряд ли будут действовать иначе, чем их зарубежные коллеги, – будучи почти поголовно (кроме самых крупных альтернативных операторов) поставлены под угрозу закрытия, они уйдут в тень. В результате власти утратят даже тот контроль над сектором, который есть сегодня, а также лишатся налоговых платежей от “белой” части этой отрасли. Услуга, на которую есть спрос, не исчезнет, а вот развитие индустрии IP-телефонии неизбежно замедлится. При этом объем западноевропейского рынка услуг корпоративной телефонии на базе протокола IP, по прогнозу агентства Analysys, к 2007 г. составит от 2,5 млрд до 7,4 млрд евро – дерегуляция приносит реальные плоды.

Монополии и олигополии, особенно в случае картельных сговоров, – это “провалы” рынка, которые приводят к потерям не только потребителей, но и всего общества. Это весьма распространенная в мире проблема, однако эксперты по теории отраслевых рынков отмечают, что в современной России есть целый ряд серьезных предпосылок к более высокой монополизации и картелизации рынков. Одна из главных проблем в том, что сегодня государство и есть главный монополист – вспомним “Газпром”, “Транснефть”, “Транснефтепродукт”, РЖД, “Ростелеком”.

Герман Греф очень верно определяет одну из главных проблем российской экономики – отсутствует понимание важности конкуренции и рыночного ценообразования, нет “конкурентной культуры и конкурентной политики”. И до тех пор, пока государство вместо реформы монополий будет пытаться задавить их конкурентов, все мы будем продолжать нести потери и отставать в развитии передовых рынков и технологий.