От редакции: ЖКХ. Дорого

Дело не в злом умысле – темпы роста тарифов ЖКХ, даже такие высокие, специалистов не удивляют. Очевидно, что в течение всего постсоветского времени рост тарифов на услуги ЖКХ искусственно сдерживался. Прежде всего в этом были заинтересованы региональные и муниципальные власти – из популистских соображений. Пожалуй, наиболее радикальным и показательным примером опасного популизма были неоднократные коммунальные кризисы в Приморье. Но даже там, где рост тарифов не ограничивался так, как в Приморье, это было не что иное, как отложенная инфляция. Уровень инфляции в 90-х гг. был высоким, а задержки роста тарифов накапливались в течение многих лет.

Сегодня же вся или почти вся (зависит от региона) накопленная инфляция перешла из потенциальной в реальную. Уровень инфляции только за январь – 2,6%. В среднем тарифы повышены на 19,4%, а рост цен в категории “платные услуги населению” – 8,8%. Такой старт, по мнению многих экспертов, почти не позволяет надеяться, что в 2005 г. мы уложимся в норматив по инфляции – 8,5%.

Совпали несколько факторов. Во-первых, по распоряжению правительства регионы должны были довести уровень оплаты услуг ЖКХ населением до 100%. Во-вторых, монетизация льгот сильно ударила по бюджетам большинства регионов, лишив их возможности дотировать коммунальные услуги. Наконец, из-за отмены выборов губернаторам теперь нет смысла делать популистские жесты – от избирателей все равно ничего не зависит. То есть и центр разрешил больше не держать тарифы, и возможностей у регионов стало меньше. Вот и прорвало.

Но пока высокие цены на нефть расширяют возможности бюджета по сглаживанию самых острых углов. Число граждан, обратившихся за субсидиями на оплату услуг ЖКХ (т. е. фактически не способных оплачивать их самостоятельно), выросло с 19 млн до 21 млн в январе 2005 г. Эта проблема решаема, учитывая, что за пару дней в бюджете нашли более 130 млрд руб. для бунтующих льготников. Причем все субсидии имеют строго адресный характер, легко поддаются учету и в целом являются куда более совершенной формой соцподдержки, чем простое дотирование “черной дыры” ЖКХ.

Министр регионального развития Владимир Яковлев, вполне естественно, предложил проверить обоснованность новых тарифов в регионах, где рост цен превысил 30%. Учитывая, что в Татарстане и Омской области тарифы выросли в 1,5 раза, а в Московской области (по оценкам фонда “Институт экономики города”) – почти на 50%, то проверок предстоит много.

Гораздо важнее, что переход на полную оплату услуг ЖКХ населением (кроме льготников) и устранение накопившихся искажений самих тарифов создает вполне реальные предпосылки для более активного прихода в индустрию ЖКХ частного капитала. Население – куда более дисциплинированный плательщик, чем государство, и уменьшение зависимости сектора от бюджетных денег повышает его финансовую стабильность, уменьшая риски для бизнеса.

И с этой точки зрения гораздо более эффективным шагом была бы первоочередная монетизация льгот именно по оплате услуг ЖКХ. В 2004 г. правительство посчитало, что это слишком дорого. Однако теперь видно, что стоило хорошо подумать. Объем этих льгот – в отличие от проезда и лекарств – уже весьма точно оценен, ведь его переоценка происходит каждый месяц и отражается в платежках. И сегодня на фоне тех же “пожарных” 130 млрд руб. даже весь объем льгот по ЖКХ – 50 млрд руб., по оценке “Института экономики города”, – не кажется большой суммой. Зато эффект от этих расходов был бы, вероятно, существенным.

Вот только велик риск, что бунты льготников из-за неразберихи при монетизации и скачки инфляции из-за роста тарифов ЖКХ так напугают власти, что о монетизации льгот по ЖКХ они и думать забудут. Такой исход сегодня будет едва ли не худшим вариантом.