От редакции: Болота и форпосты

Если власти Северной Кореи не блефуют и у них действительно есть “ядерное оружие для самозащиты”, то это перечеркивает все многолетние международные усилия по недопущению новых членов в ядерный клуб. А конфликтующие страны в этот клуб по одному предпочитают не вступать – если Индия, то и Пакистан. КНДР может потянуть за собой и Южную Корею, и Японию, и Тайвань.

Ситуация парадоксальная. Политика США при нынешней администрации декларативно направлена на повышение безопасности – и самого государства, и мира в целом. Но методы реализации этой политики – уничтожение “оси зла”, осушение “болот терроризма”, борьба с “форпостами тирании” – напротив, вызывают рост глобальных угроз и угроз, направленных против самих США.

Глядя на судьбу Ирака, его товарищам по “оси зла” – Ирану и Северной Корее – не остается ничего иного, как исходить из сценария предстоящей американской военной агрессии и готовиться к ее отражению. Единственное, что грозит США неприемлемыми военными потерями в случае атаки, – это ядерное оружие. И теперь у КНДР оно официально вроде бы есть. Горькая ирония в том, что в результате никакого прогресса по северокорейскому вопросу нет, а риски сильно возросли.

Если КНДР не блефует, то это сводит на нет все, что с 1994 г. было сделано для обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова. Тогда было заключено рамочное соглашение в сфере ядерной энергетики, по которому КНДР замораживала свою ядерную программу и останавливала реакторы на АЭС, способные производить оружейный плутоний. А в ответ США обязались бесплатно поставлять согласованное количество энергоресурсов (мазута). Кроме того, в дальнейшем планировалась замена реакторов АЭС на другой тип, непригодный для производства оружейных материалов. По мнению экспертов, в том числе из Центра стратегических и международных исследований (США), в середине 90-х гг. иного решения проблемы, кроме как попытаться “выкупить” северокорейскую ядерную программу, просто не существовало. Однако администрация Джорджа Буша, пришедшая к власти в США в 2000 г., считала иначе.

Действия Джорджа Буша и его команды быстро ухудшили отношения США и КНДР. Пхеньян причислили к “оси зла” (вместе с Ираком и Ираном), в октябре 2002 г. Вашингтон обвинил КНДР в тайном возобновлении ядерной программы и приостановил поставки мазута. В ответ Пхеньян выслал из страны наблюдателей Международного агентства по атомной энергии и запустил реакторы на АЭС. Попытки переговоров, начатые в 2003 г., фактически – вольно или невольно – были саботированы самими США: 20 марта 2003 г. они вторглись в Ирак.

Договариваться придется в любом случае, причем – независимо от формата и названия встречи – именно Северной Корее и США. Пхеньян остро нуждается в масштабной экономической помощи, а американцы просто не могут позволить себе экономического коллапса ядерного государства, окруженного их союзниками.

Вполне очевидно, что появление ядерного оружия у КНДР может привести как к военному конфликту – если соблазн решить все быстрым ударом перевесит доводы здравого смысла, – так и к гонке вооружений в регионе. Но форсирование создания ядерного оружия Японией и/или Тайванем приведет к краху Договора о нераспространении ядерного оружия. Тем более если примеру Пхеньяна последует и Тегеран.

Россия, как сосед КНДР, заинтересована в разрешении возникшего кризиса больше многих других. И за счет влияния на КНДР может серьезно помочь в этом деле. Но для успеха необходимо повлиять и на США. Сделать это Москва может только вместе с другими заинтересованными сторонами, в рамках некоего блока стран, “коалиции доброй воли”. В случае с Ираком это не получилось, но у Ирака и не было никакого оружия массового уничтожения.