Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1306 от 14.02.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Окончательная бумажка

От редакции: Окончательная бумажка

Сейчас каждое мирное разрешение спора между бизнесом и государством и получение “окончательной бумажки” становится очень позитивным сигналом для инвесторов. Таким сигналом уже стало снижение налоговых претензий к “ВымпелКому” в девять раз. И может стать мировое соглашение между государством и компанией “Ист Лайн” по поводу договора аренды аэропорта “Домодедово”.

И, судя по всему, Кремль как раз стремится к тому, чтобы никакого передела собственности в случае с аэропортом не произошло, а пересмотр договора аренды стал бы примером цивилизованного диалога государства и бизнеса по спорным вопросам.

О мировом соглашении стороны могут объявить уже на сегодняшнем заседании суда. Помощник президента Игорь Шувалов заявил в интервью “Ведомостям”, что чиновникам нужно заключить с “Ист Лайном” новый договор аренды аэропорта. При этом он подчеркнул, что государство не должно злоупотреблять положением собственника и требовать запредельной арендной платы.

Все это так, если бы не одна деталь. В истории с “Домодедово” в отличие, например, от истории с “ЮКОСом” слишком много неизвестных. Мы не знаем, кто именно хотел отобрать аэропорт у “Ист Лайна” и хотели ли его вообще отбирать. По большому счету мы не знаем даже, кто владеет “Ист Лайном” (по версии самой компании, резиденты острова Мэн Джейн Петерс и Шон Каирнс). Доподлинно известно лишь одно: успешный во всех отношениях проект “Аэропорт “Домодедово” много лет подряд работает на пороховой бочке, и это не может не беспокоить владельцев компании. Договор аренды аэропортового комплекса был заключен с государством в 1998 г. на необычный срок в 75 лет, а арендные ставки не были раскрыты. При этом участники рынка утверждают, что они смехотворно малы. А бывший руководитель департамента Минимущества Александр Бородин вспоминает, что каждый новый замминистра по транспорту обращал на этот договор внимание – “слишком необычными и невыгодными для государства казались его условия”. Не исключено, что рано или поздно этот договор заинтересовал бы конкурентов “Ист Лайна” и компания потеряла бы аэропорт, в который вложила $500 млн.

В этой связи можно посоветовать владельцам “Ист Лайна” воспользоваться сценарием, уже примененным двумя дальновидными губернаторами. То есть в случае продолжения проблем было бы вполне разумно не ждать милостей от природы, а самим инициировать судебный спор с Росимуществом – разумеется, предварительно заручившись поддержкой администрации президента. Представители “Ист Лайна” не раз заявляли, что абсолютно убеждены в законности договора, но тем не менее против разумного повышения арендной платы не возражают. Новый, справедливый договор аренды стал бы для “Ист Лайна” охранной грамотой. Это как переаттестация губернаторов, которые могут теперь досрочно слагать с себя полномочия в надежде, что президент проявит лояльность и предложит их кандидатуру на утверждение регионального Законодательного собрания.

В той же логике – идея финальных налоговых проверок, о которых говорил министр экономического развития Герман Греф. Он предложил дать налогоплательщикам право добровольно приглашать инспекторов, которые подвели бы черту под их налоговым прошлым и дали инвесторам гарантии, что у компании нет никаких скелетов в шкафу.

Организовывать получение “брони” разумно лишь в том случае, если ты заранее уверен в успехе. Лучше добровольно отдать часть имущества, чем потерять все. Тем более что свой шкаф со скелетом есть практически в каждой российской компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать