От редакции: 3000 ножей

Украина из потенциального чемпиона реформ на пространстве СНГ может превратиться в регионального enfant terrible. Вместо счастливых последствий либеральных преобразований наш западный сосед рискует собрать горькие плоды передела собственности. И хотя украинские власти балансируют на краю пропасти, падения еще можно избежать.

Российский рынок хорошо знает, к чему ведут разговоры высокопоставленных чиновников о таинственных “черных списках” неблагонадежных компаний. Украинский список растет прямо на глазах. Первоначально делом решенным представлялся лишь пересмотр продажи “Криворожстали”. Но во вторник президент Виктор Ющенко уже говорил о закрытом списке из 30–40 компаний. А еще через день премьер Тимошенко заявила о том, что у Генпрокуратуры есть претензии к 3000 предприятий.

Один из консультантов Тимошенко уточняет, что вернуть могут “не более 150 компаний”. Представители правительства заявляют, что никакой тотальной и массовой деприватизации не будет. Проверят лишь сделки со стратегическими предприятиями. Но если правительственная комиссия установит факты нарушений и это подтвердится решением суда, то итоги приватизации будут пересмотрены. Вопрос же о национализации или реприватизации предприятий будет решаться индивидуально в каждом случае.

Но эти уточнения едва ли успокоят инвесторов – для них важен сам факт, что итоги приватизации пересматриваются и права собственников ставятся под сомнение – по закону или вопреки ему. А любой “индивидуальный порядок” – это лазейка для коррупции. Да и все происшедшее с “ЮКОСом” тоже было по решению суда – только продиктованному политической целесообразностью. Стократная разница в цифрах, заявленных президентом и премьером, – повод для подозрений о расколе во власти. Наконец, наблюдатели и на Украине, и за ее пределами считают заявления властей в Киеве политической акцией против “старых” олигархов в преддверии парламентских выборов в марте 2006 г. Едва ли в этом случае Украине стоит рассчитывать на энтузиазм инвесторов.

А ведь еще несколько дней назад ситуация представлялась достаточно ясной и ожидания были вполне позитивными. Состав сформированного премьером Юлией Тимошенко кабинета министров четко указывал на готовность к радикальным реформам – в экономике и в силовом блоке.

При всех существенных системных (ошибки в концепции) и операционных (ошибки при реализации) рисках радикальных реформ эффект от их реализации потенциально мог бы перекрыть все риски. Тем более, что Украина сегодня сталкивается с очень серьезными вызовами, главные из которых – неподъемные для бюджета социальные обязательства, возникшие в ходе предвыборной борьбы, и потенциальный раскол страны.

Вместо детализации первоочередных реформ и комплекса объединительных мер высшее руководство Украины сосредоточилось на пересмотре итогов приватизации. Свидетельством уже проявившихся внутренних несогласий в правительстве может служить возможная отставка одного из самых уважаемых членов кабинета, министра юстиции Романа Зварича. Зварич родился, учился и преподавал в США, в начале 90-х получил украинское гражданство и переехал на родину. С ним связывались большие надежды в отношении реформы госслужбы и борьбы с коррупцией. Отставка пока не принята, но, заявляя о причинах своего ухода, Зварич говорил о давлении на министров со стороны крупных бизнесменов.

У российского руководства чуть больше прав на ошибку в деле реформ – потому что больше запас прочности в силу экспортных доходов. У Киева ничего подобного нет. На фоне того, как Россия испытывает на себе последствия деприватизации в “деле “ЮКОСа”, Украина готовится с разбегу прыгнуть на те же грабли. Не сделано выводов и из июльского банковского кризиса в той же России – разговор о каких угодно черных списках без прояснения их содержания ведет к непредсказуемой дестабилизации.